ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Условия существования современного человека, которые характеризуются повышением экстремальности, неравновестности, чрезвычайной мобильности, кризисности, поликультуральности, настоятельно требуют разработки культурно-деятельностной методологии психологической помощи, философских и антропологических оснований практики с учетом специфики психологии людей в экстремальных, кризисных жизненных ситуациях. Научно-исследовательская работа по теме «Психология человека в экстремальных условиях. Методология и технология психологической помощи» в 2016 году была направлена на поиск новых теоретических оснований психологической помощи для оптимизации модели деятельности психологических служб населению. Для этого создан понятийный аппарат психологической помощи, сформулированы теоретико-методологические основания организации службы психологической помощи населению. Обоснованы принцип заботы в психологической помощи, ее существенные характеристики: интенциональность психологической работы, мультикультуральность, ценностное этическое измерение, многоуровневость, психологической помощи как дискурсивной практики и как практики жизни. Проанализированы и критически переработаны современные теоретические концепции и технологии психологической помощи, зарубежный и отечественный опыт функционирования служб психологической помощи, организация работы и регламентация, модели службы психологической помощи за рубежом, этические, юридические основания службы психологической помощи, модели службы психологической помощи в России. Рассмотрены нормативные аспекты деятельности служб психологической помощи, принципы организации и управления коллективом; современные методы психологической диагностики, психологического воздействия, а также возможности использования современного психофизиологического психокоррекционного оборудования для профилактики и устранения негативных последствий травматической ситуации, формирования адаптивного поведения. Особое внимание уделено выявлению проблем профессиональной подготовки и дальнейшей профессионализации специалистов в области помощи, повышению компетентностей, профилактике профессионального выгорания и деформации. Реализовано и завершено лонгитюдное исследование процесса формирования компетентностей, в том числе, личностного развития профессионала, включающая дидактику и персональную работу, преодоление возрастных, жизненных, профессиональных кризисов психолога. Проанализированы методы проведения оценки качества оказываемых психологических услуг, а также супервизии и интервизии профессиональных компетентностей специалистов в области психологической помощи, такие как наблюдение за процессом психологической помощи, балинтовские группы, коррекцию внутренних проблем и профессиональную оценку. Для отработки модели были проведены включенные наблюдения, использовались методы моделирования организации деятельности по оказанию психологической помощи, самооценки и рефлексии сотрудников относительно значимых аспектов профессиональной деятельности (стадии, этапы процесса оказания помощи); профессиональных компетенций, способностей выявлять запрос, локус, жалобы клиентов службы психологической помощи и использовать диагностические критерии и методы диагностики деятельности человека, среды жизнедеятельности и состояний человека в повседневной и неповседневной ситуации; разрабатывать и апробировать эффективные методы психологической помощи человеку в разных жизненных ситуациях; осуществлять мониторинг потребностей в основных видах психологической помощи; работать по предотвращению негативных последствий кризисной ситуации с окружением человека, организовывать и создавать сети социальной поддержки; оценивать эффективность психологических интервенций; проводить экспертизу социальных проектов в области психологической помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях; область компетентностей, включающая владение методами классификации жизненных задач человека и методами психологической интервенции в кризисных ситуациях, в полевых условиях экстремальной деятельности, при психопрофилактике, адаптации человека к сложным жизненным ситуациям; умения осуществлять и составлять на основе данных диагностических обследований и мониторинга прогнозы эффективности оказываемой помощи; применять дидактические приемы для реализации обучающих программ разным категориям населения (в т.ч. с использованием мультимедийных технологий), а также использовать дистантные, опосредствованные, краткосрочные и пролонгированные формы помощи в целях ресоциализации, профилактики, адаптации, реадаптации, восстановления, интеграции, реабилитации, коррекции психологических последствий кризисных, конфликтных и стрессовых ситуаций; технологиями предотвращения конфликтов между сотрудниками и клиентами службы психологической помощи, а также установления, поддержания и развития благоприятного социально-психологического климата. Были выявлены проблемы создания эффективного имиджа службы психологической помощи; велась разработка коммуникативной стратегии, подготовки презентаций, рекламирования, формирования потребительского спроса, маркетинга психологических услуг, организации благоприятного освещение деятельности службы в социальных сетях, СМИ). Разрабатывались вопросы предоставления дистантной психологической помощи и использования в этой связи виртуального пространства, возможностей и ограничений интернет-консультирования Было продолжено изучение личности в экстремальной ситуации с точки зрения определения условий, способствующих субъективному благополучию личности, способов преодоления негативных последствий травматического опыта, становления позитивных факторов, способствующих проявлению стойкости, роста, трансгрессии и развития личности (на материале людей, утративших зрение, водителей, пострадавших в серьезных транспортных авариях, детей и подростков и т.д.).