Аннотация:В настоящей статье рассматривается комплекс идей и приемов кинематографа, использованных А. Солженицыным в его художественных произведениях и осмысленных им в публицистических выступлениях. Прибегая к методу текстологического и сравнительного анализа, нам удается выявить некоторые закономерности авторской рецепции кинематографа, а также проследить эволюцию литературных образов кинодеятелей (от ограждающего себя от страшной лагерной действительности Цезаря до абстрактных кинодеятелей-адресатов, которым писатель завещает экранизировать те или иные сцены из его произведений) и писательского отношения к советскому кино (поначалу ограничивающегося высокой оценкой творчества С. Эйзенштейна и признанию формирующей сознание роли кино до обнаружения тиранического начала советского кинематографа – проводника антигуманистической советской идеологии). Такой взгляд на творчество А. Солженицына помогает объяснить природу визуального аспекта его поэтики, что немаловажно для комплексного понимания творческой стратегии писателя.