Аннотация:Цель: выявлению связи между свойствами темперамента, параметрами поведенческих реакций и поздних "когнитивных" волн слухового вызванного потенциала (ВП) N2 и Р3 в парадигме "одд-болл" как модели ситуации, требующей внимания.
В исследовании приняли участие 90 испытуемых: 60 студентов-биологов и 30 студентов-психологов в возрасте 18–25 лет Все испытуемые однократно в день эксперимента отвечали на вопросы 3 опросников: Павловский опросник темперамента Я.Стреляу (PTS), личностный опросник Г.Айзенка (EPI) и Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова. У 61 испытуемого тип темперамента одинаково определялся по всем 3-м опросникам, связи между свойствами индивидуальности были близки к тем, которые описаны авторами опросников (группа «совпадающих» - С). Для остальных было трудно указать темперамент – разные опросники давали не совпадающие результаты (группа «не совпадающих» - НС).
У 30 испытуемых регистрировали слуховые ВП в ответ на звуковые стимулы при реализации методики «активный одд-болл». Стимулы следовали в квазислучайном порядке, соотношение предъявления целевого (тон 1050 Гц) и нецелевого стимула (тон 1000 Гц) составляло 1:4. Испытуемому давали инструкцию нажимать на кнопку геймпада в ответ на целевой стимул. В каждой серии было 250 стимулов с межстимульным интервалом от 2 до 3 с.
Статистическую обработку данных проводили с использованием общей линейной модели в программе STATISTICA.
Амплитуды (Ам) и латентные периоды (ЛП) компонентов ВП были связаны и с выполнением задачи, и с индивидуальными особеностями. Ам P3 была отрицательно связана с количеством пропусков реакции, ЛП P3 и N2 имели положительную корреляцию с разбросом ЛП правильных поведенческих реакций и отрицательную - с показателями Экстраверсии и Социальной эргичности.
У испытуемых из группы С параметры ВП не были связаны со свойствами нервной системы (по PTS), но коррелировали со «скоростными» показателями ОСТ, Экстраверсией и Нейротизмом. У испытуемых из группы НС, напротив, параметры ВП коррелировали со всеми «силовыми» шкалами опросников, а также показателями работоспособности и эмоциональности. Следовательно, у испытуемых из группы С выполнение задачи на внимание требует иного распределения ресурсов работы мозга, чем у членов группы НС.