Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузовстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 27 сентября 2019 г.
Аннотация:В статье анализируются тенденции построения карьерных траекторий выпускников вузов: от модели вероятных путей развития в зависимости от способностей, знаний, умений (профориентация) – к модели индивидуального управления карьерой, которое зависит от осознания личностью индивидуальных, институциональных, социальных ресурсов и инструментов, а также от способности руководствоваться каждым из них, от парадигмы планирования карьеры - к парадигме управления карьерой. В ходе анализа социальных практик авторы выделяют группы факторов формирования карьерных траекторий выпускников российских вузов на трех уровнях: личностном (ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века, уровень осознанности (оценка происходящего, своих мотивов, ресурсов, умений, знаний, понимание контекста ситуации, самоуважение), саморазвитие (умение исследовать, проявлять интерес, инициативу), умение совершать различные по характеру выборы (оценка важности выбора, осознанность выбора), способность к целенаправленному действию (умение производить в мир задуманное, планирование, руководство ресурсами внутренними и внешними), способность доносить до других людей результаты своего труда (рефлексия, оценка) и др.), институциональном (образовательная организация, система дополнительного образования повышения квалификации, система высшего образования, ФГОС, Национальная система квалификаций, Реестр профессиональных стандартов, различные национальные и международные кадровые агентства, центры занятости населения, профориентационные центры тестирования и тренингов и др.) и на социальном уровне (мобильность, движение трудовых ресурсов, миграция и прочие последствия глобализации, социальные, ресурсные и стихийные риски и др.). В статье производится анализ актуализации указанных факторов применительно к современной социо-культурной ситуации в России.