Аннотация:Современные тенденции и курс на модернизацию российского образования предусматривают широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение иностранным языкам. Однако до сих пор не существует отобранного и систематизированного минимума специального знания, который мог бы служить руководством по использованию ИКТ в повседневной педагогической практике учителей и преподавателей иностранных языков.
Учебник А.Л.Назаренко "Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение" является попыткой отобрать, обобщить и структурировать наиболее значимую для подготовки специалистов указанного профиля информацию, зафиксированную в трудах ведущих отечественных и зарубежных теоретиков и практиков, занимающихся проблемами информатизации образования.
В пособии принят принцип «от общего к частному»: от освещения проблем современного образования в контексте общемировых глобальных тенденций, его новой концепции, целей и задач – до рассмотрения альтернативных форм образования, дистанционного обучения (ДО), его теоретических психолого-педагогических основ, дидактических принципов, стратегий и методов и конкретных практических рекомендаций по обучению иностранным языкам на расстоянии. Десять глав учебника отражают этот принцип, четко структурируя учебный материал:
1. Глава 1. Основные тенденции развития современного общества
2. Глава 2. Современное общество и образование
3. Глава 3. Дистанционное обучение как феномен: история и эволюция
4. Глава 4. Дистанционное обучение как наука: терминология и основные теории
5. Глава 5. Концептуальные основы дистанционного обучения.
6. Глава 6. Эволюция лингводидактики
7. Глава 7. Дидактические принципы дистанционного обучения
8. Глава 8. Стратегии дистанционного обучения
9. Глава 9. Методы дистанционного обучения
10. Глава 10. Дистанционное обучение иностранным языкам
Именно потому, что в революционной перестройке обучения на расстоянии сразу проявилось одно из очевидных преимуществ ИКТ в образовании, в пособии особо акцентируется этот аспект. Ведь именно дистанционное обучение на базе современных технологий позволило эффективно апробировать и воплотить основные установки гуманистической педагогики и личностно-ориентированного подхода в обучении, столь популярные в современной педагогике, в «экстремальных» условиях физической разобщенности участников учебного процесса.
Однако сфера применения ИКТ в образовании не ограничивается только обучением на расстоянии: все принципы ДО с успехом могут быть перенесены в формат объединения традиционных очных форм обучения с дистанционными – в формат смешанного или интегрированного обучения, для организации самостоятельной работы обучающихся, когда они работают вне прямого контакта с преподавателем в интерактивной виртуальной образовательной среде. Именно эта форма обучения с применением ИКТ находит сейчас все большее и большее распространение, поскольку позволяет соединить лучшие наработки традиционной дидактики с инновационным потенциалом информационных технологий, позволяющим оптимизировать обучение и сделать его адекватным запросам XXI века.
Использование ИКТ с их поистине фантастическими возможностями в плане практически мгновенного доступа к огромным объемам информации преобразовало сущность обучения: акцент сместился с изучения конкретных фактов на работу с информацией: поиск, отбор, анализ, осмысление, переработку и т.д., что потребовало развития новых компетенций на основе критического мышления: умений находить и строить новое знание на основе уже имеющегося когнитивного и эмпирического опыта. В данном учебнике не только отражена эта тенденция, но и сделана попытка следовать этой конструктивистской философии: каждая глава заканчивается заданиями с вопросами дискуссионного характера, для нахождения ответов на которые необходимо не только познакомиться с рекомендованной литературой, но сформулировать собственную четко и убедительно аргументированную точку зрения на обсуждаемую проблему.
Учебник адресован в первую очередь студентам педагогических вузов и факультетов иностранных языков, учителям и преподавателям иностранных языков. Он также рекомендован Научно-методическим советом по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям.