Аннотация:Понятие «фиджитал» («phygital», от англ. «physical» и «digital»), как это следует из самого названия, предполагает синтез физической и цифровой составляющих. Это понятие возникло в сфере маркетинга, однако сегодня всё чаще оно используется в самых разных областях научного знания, включая искусствоведение, и отражает новый тренд в мире искусства и дизайна, когда границы между оффлайн- и онлайн-средами стираются. Если ранее интернет использовался преимущественно как инструмент продвижения и коммуникации, то в последние годы виртуальное и реальное начинают взаимодействовать более тесно, превращение виртуального в реальное и обратно становится одним из ключевых направлений современного искусства, всё больше произведений существует «на стыке» художественного высказывания и дизайнерского решения. И в связи этим перед исследователями современной культуры и искусства встаёт ряд вопросов о природе и эстетическом потенциале «фиджитал». Целью настоящего исследования стал анализ ряда репрезентативных проектов креативных индустрий, созданных на стыке аналоговой и цифровой репрезентации, выявление их специфики и выразительных возможностей, а также прояснения специфики трансформации образа при онлайн-офлайн трансгрессии. По итогам исследования было выявлено, что особое место в поле «фиджитал»-проектов сегодня занимают работы, сделанные дизайнерами и художниками с привлечением генеративных моделей. Этому способствует и активное развитие машинного обучения. В частности, речь идёт об искусственном интеллекте и его возможностях, которые сравнительно недавно оказались в фокусе внимания художников, дизайнеров, а также исследователей современного искусства. Так, в 2019 году работа «Нейронный стрит-арт» появилась на стене многоэтажного здания (ул. Попова, 9) в Екатеринбурге. С помощью машинных алгоритмов была воссоздана мозаика, созданная художником в IV веке н.э. и украшавшая испанскую виллу Ла Ольмеда. На здание изображение нанёс робот-принтер, разработанный творческой командой STENOGRAFFIFA. Произведение «распределённого автора», метаавтора [6] по П. Галантеру (неизвестного художника эпохи династии Флавиев, нейросети Яндекса, робота-принтера, творческих команд, создавших соответствующие технологии и программное обеспечение), поднимает вопросы о связи между цифровым и физическим и перспективах генеративного человеко-машинного творчества. Всё чаще представители креативных индустрий используют нейросети для создания произведений: так, Скотт Итан демонстрировал на выставке «Artist + AI: figures and forms» скульптуры, созданные «в коллаборации» с ИИ, в частности, бронзовую «Human Allocation of Space» (2019). При этом зачастую художники создают цифровые копии своих работ, используя NFT-технологии. К примеру, филиппинский художник Бьорн Кальеха (Bjorn Calleja), известный своими NFT-проектами, создаёт крошечные скульптуры своих анимированных персонажей, а затем снова переводит их в цифровую форму, в виде NFT-токенов (в формате .glb - для 3D-моделей). Всё больше произведений художников и дизайнеров, созданных с помощью нейросетей (GAN (генеративно-состязательная нейронная сеть), CAN (креативно-состязательная нейронная сеть)), обретает не просто физическое, а «фиджитал»-воплощение. Речь идёт не только о «твиннинге», т.е. NFT-двойниках физических копий объектов, но и о гибридных произведениях и инсталляциях, существующих одновременно в цифровом и физическом пространствах. Таким образом мы пришли к выводу об особой роли искусственного интеллекта в современных «фиджитал»-проектах креативных индустрий, а также о значении развития виртуальной и дополненной реальности как пространства бытования произведений такого типа. В настоящем исследовании обозначены преимущества «фиджитал»-формата для работы дизайнера, а также выразительные возможности онлайн-офлайн перехода в пространстве современного искусства, даётся классификация художественных пространств на стыке физического и цифрового, особенности «фиджитал» как средства коммуникации, актуального для сегодняшней визуальной культуры.