Аннотация:Статья посвящена сложному периоду в творческой и идейной эволюции М. Горького, который приходится на вторую половину 1900-х годов. Послепоражения революции 1905–1907 годов романтико-революционные настроения относительно перспектив русской жизни обнаруживают свою иллюзорность, и Горькийостро на это реагирует. Он отказывается от реализации замысла романа «Сын», продолжения романа «Мать», и обнаруживает в русской жизни совсем другие типы: этоуже не Ниловна, не Павел Власов с его сторонниками и друзьями, но декадентствующий поэт Смертяшкин, герой цикла «Русские сказки», или же персонажи цикла «Жалобы». Этот цикл рассказывает о встрече автобиографического героя Горького в первой эмиграции (1906–1913) с людьми, представляющими самые разные типы русскойжизни, выброшенные революцией за границу: бывший офицер, мелкий купец, затевающий свое маленькое дело в Италии, жандармский пристав, изливающий в беседе садвокатом свою безысходную тоску. В статье показано, что повесть «Лето» быласвоеобразной переоценкой романтической революционности романа «Мать», в нейисследуются причины пассивности, охватившей сознание людей и сделавшей ихобывателями. В результате Горький приходит к пессимистическим взглядам на русскую действительность после поражения первой русской революции, отразившейся вцикле «Русские сказки», особенно в рассказе «Страсти-мордасти». Обращение к циклам «Русские сказки» и «Жалобы» обнаруживает причины, по которым замысел романа «Сын» не мог реализоваться. Подобные настроения, отразившиеся в творчествеГорького этого периода, прямо соотносятся со скептицизмом в отношении результатов революции 1917 года, выразившиеся в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли».