Аннотация:В докладе речь идет о сохранности шаманской традиции в разных локальных группах эвенков – от Томской области и Красноярского края до Сахалина и от Таймыра до границы с Китаем. Еще с середины 1920-х г., но особенно с конца 1920-х – начала 1930-х во время коллективизации, по всей Сибири шаманы интенсивно преследовались: от запрета проведения ритуалов до физического уничтожения. Во время Великой Отечественной войны преследования шаманов несколько ослабли, но продолжались. При этом шаманская традиция у эвенков не умерла, а притаилась, ушла в леса и горы, о чем свидетельствуют рассказы пожилых людей, в детстве (1940 - 1970) присутствовавших на камланиях. Однако, когда в конце 1980-х шаманская традиция вышла из подполья, оказалось, что сохранилось множество рассказов о шаманах, но самих шаманов, принявших шаманский дар от своих предков и готовых практиковать в своей локальной группе, осталось совсем немного. Об этих единицах «настоящих», а не «сценических» шаманов я слышала рассказы все четверть века моих эвенкийских экспедиций, начиная с 1998 г., в том числе и от их потомков, однако встретить хоть кого-то из них мне не удавалось. И вот летом этого (2024) года, во время экспедиции к баргузинским эвенкам в Курумканский район республики Бурятия, нам выпал шанс увидеть практикующего эвенкийского шамана и сделать от него записи. Мы нашли 91-летнего шамана, Орочена Степановича Берельтуева, в селе Улюнхан. Незадолго до нашей встречи Орочен Степанович ездил в тайгу на священное место, где проводил родовое моление. В докладе делается попытка объяснить, почему практикующие шаманы сохранились сегодня у эвенков именно в Бурятии.