Место издания:Изд-во "Институт психологии РАН" Москва
Первая страница:569
Последняя страница:571
Аннотация:Традиционно модели саморегуляции деятельности (О.А.Конопкин, В.И.Моросанова, Е.А.Сергиенко, Д.А.Леонтьев, Х.Хекхаузен, П.Голльвитцер, Ю.Куль, и др.) рассматривают процессы выбора мотива, целеполагания и целедостижения, и, в некоторых случаях, - процессы оценки результата. В этом случае отказ от выполнения деятельности и смена деятельности неизбежно рассматриваются как неудача саморегуляции (Baumeister, 1996). Тем не менее, уже в трудах Б.В. Зейгарник (Зейгарник и соавт., 1989) говорится о ключевой функции личностной рефлексии в структуре саморегуляции в значимых ситуациях, позволяющей пересмотреть основания собственной деятельности. В клинической психологии неоднократно указывалось на ведущую роль мотивационных искажений, сопряженных с фиксацией на одной деятельности, при различных заболеваниях - в частности, в исследованиях больных алкоголизмом (Б.С. Братусь), шизофренией (В.В.Коченов, В.В.Николаева, А.Б.Холмогорова), в исследованиях самоограничительного поведения при соматических заболеваниях (В.В.Николева, Г.А.Арина, А.Ш.Тхостов, E.Taylor).
В экспериментальных исследованиях на нормативной популяции был выделен так называемый эффект эскалации (Bragger et al, 2003, Henderson et al, 2007), описывающий трудности отказа от выбранной стратегии деятельности, фиксацию на продолжении деятельности даже в случае ее неэффективности (негативной обратной связи). Было показано (Henderson et al, 2007), что эффект эскалации зависит от личностных (усиливается при личностной значимости цели) и ситуативных переменных (недостаток времени) и может быть скорректирован при использовании инструментальных намерений различных типов. Формирование инструментальных намерений действий («если я буду неуспешен, я изменю выбранную стратегию») способствует отказу от выбранной стратегии, что усиливается недостатком времени на выбор. Формирование инструментальных намерений рефлексии («если я буду неуспешен, я еще раз обдумаю выбранную стратегию») способствует пересмотру деятельности в случае негативной обратной связи и отказу или нет в зависимости от других условий (промежуточной обратной связи, например) и не зависит от недостатка времени на выбор.
Несмотря на успехи эмпирических исследований, на уровне теоретических моделей саморегуляции процессы пересмотра, отказа и смены деятельности остаются недостаточно изученными. Относительно недавно они были включены в теорию саморегуляции М.Карвера и Ч.Шейера, которые придают отказу положительное значение преимущественно в тех случаях, когда достижение цели невозможно. Как пишут сами авторы, "важную роль в жизни играют также сомнение и отказ - за счет прекращения деятельности" (Carver, Scheier, 2003, p. 28). В исследованиях партнеров ВИЧ-инфицированных пациентов было установлено, что многие из них изначально стремятся к нереалистичным целям - преодолеть болезнь и вести вместе активную жизнь. В случае, если им удается изменить цель на более простую - в течение дня совершать вместе определенный набор действий - их эмоциональное состояние улучшается. У родителей детей, больных раком, невозможность отказа от целей и поиска других целей, была связана с большей депрессией. Напротив, те, кто менял цели на более достижимые - например, уделять детям больше внимания - испытывали меньше негативных эмоций. У пожилых людей сожаление о каких-то действиях коррелировало с депрессивной симптоматикой и соматическими жалобами - но только в тех случаях, если они не могли отказаться от надежды искупить или исправить то, о чем жалеют (Wrosch et al., 2003а). На материале учебной деятельности студентов (Рассказова, 2011) нами было проведено исследование выбора и смены задания (привычное или незнакомое, новое для них), показавшее, что в некоторых случаях изменение цели должно рассматриваться как продуктивное (в тех случаях, когда студенты меняли тип работы с традиционного на новый для них, качество таких работ не отличалось от работ контрольной группы, а их креативность была выше) или компенсаторное (в тех случаях, когда студенты меняли тип работы на более знакомый им в связи с нехваткой времени, уровень креативности таких работ был ниже, чем в контрольной группе, но качество их выполнения не снижалось). Вопреки сложившемуся представлению о связи отказа от деятельности со снижением саморегуляции и ресурсов саморегуляции (жизнестойкости, самоэффективности), такого снижения не отмечалось при продуктивном варианте смены задания, тогда как компенсаторный вариант был связан с сочетанием дефицита планирования с высоким уровнем оценки результата и самостоятельности в структуре саморегуляции.
Таким образом, можно предполагать, что процессы пересмотра, отказа и смены деятельности могут быть рассмотрены как самостоятельные звенья в структуре саморегуляции, не сводимые к выделенным ранее этапам и уровням и требующие для своего осуществления участия специфических факторов.
В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос о возможностях диагностики отказа от деятельности и отказа от цели. С одной стороны, важными ограничениями экспериментальных исследований эффекта эскалации (Henderson et al, 2007) и квазиэкспериментальных манипуляций (Рассказова, 2011) являются не только их трудоемкость, но и статус манипуляции: как правило, речь идет об изменении стратегии в рамках одной и той же деятельности, т.е. изменении конкретных целей. С другой стороны, качественные ретроспективные данные о переживаниях людей (Wrosch et al., 2003а) подвержены действию большого количества побочных переменных, в том числе индивидуальных различий в прошлом опыте (например, сталкивался ли человек с ситуацией недостижимой цели).
С целью преодоления указанных диагностических трудностей К. Врош (Wrosch et al., 2003b) разработал и апробировал шкалу отказа и смены цели (Goal Disengagement and Reengagement Scale) - скрининговую опросниковую методику, 10 пунктов которой объединяются в две шкалы - отказа от цели и смены цели. Целью данной работы является апробация русскоязычной версии шкалы, а также выявление ее связи с особенностями саморегуляции поведения и эмоционального состояния человека.
Методы исследования. В исследовании приняли участие 287 студентов гуманитарных специальностей Московского государственного университета (50 мужчин, 237 женщин, средний возраст 20,2±2,7 лет). Использовались следующие методики:
1. Шкала отказа и смены цели (Wrosch et al., 2003b)
2. Методика стиля саморегуляции поведения (Моросанова, 2004), направленная на на диагностику индивидуального стиля саморегуляции и особенностей саморегуляции на разных ее этапах (планирования, моделирования и т.п.)
3. Опросник когнитивной регуляции эмоции (Рассказова и соавт., 2011), позволяющий оценить особенности совладания с эмоциональным состоянием.
4. Модифицированный опросник ориентации на действие/состояние (Митина, Рассказова, в печати). В отличие от традиционного варианта (Васильев и соавт., 2011), позволяющего диагносцировать склонность к ориентации на активные действия или собственное состояние в ситуациях неудачи, планирования и реализации, модификация включает дополнительную шкалу рефлексивной ориентации (осознанное промедление с действием с целью анализа произошедшего и более "продуманного" выбора дальнейших действий).
Результаты. Надежность-согласованность обеих субшкал была достаточной (альфа Кронбаха составила 0,78 для субшкалы отказа от цели и 0,84 для субшкалы смены цели). Не выявлено связи субшкал отказа от цели и смены цели с возрастом испытуемых. Легкость отказа от цели не зависит от пола испытуемых, тогда как успешность смены цели значимо различается у мужчин и женщин (t=-2,7, p<0,01): женщины более склонны к смене цели, по сравнению с мужчинами. Эксплораторный факторный анализ с вращением Варимакс позволяет выявить две компоненты с собственными значениями больше единицы, объясняющие 58,4% дисперсии данных. В полном соответствии с оригинальной методикой, первые четыре пункта относятся к субшкале отказа от цели, тогда как следующие шесть - к субшкале смены цели. Субшкалы отказа от цели и смены цели не коррелируют между собой.
Обе субшкалы слабо коррелируют с особенностями саморегуляции: отказ от цели отрицательно связан с субшкалой программирования (r=-0,22), тогда как смена цели положительно коррелирует с субшкалами планирования (r=0,21), программирования (r=0,27) и оценки результата (r=0,20) методики стиля саморегуляции поведения. Важно отметить, что ни в одном случае корреляция не достигает высоких показателей - иными словами, особенности отказа от цели и смены цели не сводятся к показателям данной методики.
Субшкала отказа от цели отрицательно связана с таким стратегиями когнитивной регуляции эмоций как руминации (r=-0,27), а также - в меньшей степени (r=-0,15 - -0,16) - самообвинение, катастрофизация и фокусирование на проблеме. Кроме того, она положительно коррелирует с ориентацией на действие при неудаче (r=0,38) и отрицательно - с ориентацией на состояние и рефлексивной ориентацией при неудаче и планировании (r=-0,16 - -0,36). Готовность изменить цель связана с позитивной перефокусировкой (r=0,28), фокусированием на проблеме (r=0,28) и позитивной переоценкой (r=0,33), ориентацией на действие при планировании (r=0,29) и рефлексивной ориентацией при реализации (r=0,32) и неудаче (r=0,24).
Обсуждение результатов и выводы. В целом, психометрические показатели русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели соответствуют оригинальным (надежность-согласованность, особенности факторной структуры). По результатам корреляционного анализа, отказ от цели и смена цели предсказуемо связаны с особенностями саморегуляции поведения и состояния человека, но являются самостоятельными конструктами. Основываясь на полученных данных, можно предположить, что отказ от цели характеризует две возможности в структуре саморегуляции. Во-первых, он связан с меньшими руминациями и переживаниями, особенно в случае неудачи, и готовностью действовать. В случае недостижимой или трудно достижимой цели отказ способствует меньшим переживаниям и большей активности человека, высвобождая время и силы для новых выборов и действий. Но, во-вторых, он может быть связан с трудностями конкретизации целей в заданных условиях, неготовностью тратить время и ресурсы на планирование и продумывание действия. Напротив, готовность искать и воплощать новые цели (концептуализируемая в понятии смены цели), связана с лучшими навыками планирования, учета особенностей ситуации и оценки результата и с большей рефлексией происходящего при реализации и неудаче - иными словами, возможность смены цели не означает беспорядочного "хватания" за новое, и характеризует ситуацию, когда рефлексия и извлечение опыта из ошибок доступны для человека. Таким образом, полученные данные косвенно поддерживают теоретическое предположение о важной роли отказа от цели и смены цели в структуре саморегуляции, определяющейся, в том числе, особенностями ситуации и содержанием исходной цели и альтернатив.