Аннотация:Объектом исследования является развитие транспортной системы Московского метрополитена в условиях включения в её структуру двух новых элементов: Большой кольцевой линии и Московского центрального кольца. Предметом исследования – процесс оптимизации пассажирского потока Московского метрополитена, который раскрывается путем сравнения Большой кольцевой линии и Московского центрального кольца. Анализ был проведён по четырём аспектам: сравнительная характеристика истории развития двух проектов, сравнение основных параметров Большой кольцевой линии метро и Московского центрального кольца, сравнительный анализ расположения этих двух линий на территории Москвы, сравнение пересадочных узлов на Большой кольцевой линии метро и на Московском центральном кольце. Целью исследования было проведение сравнительного анализа двух реализованных проектов (МЦК и БКЛ) с выявлением плюсов и минусов этих проектов как по отдельности, так и в сопоставлении. Использованы методы: статистический, сравнительно-географический, аналитический, картографический. Исследование показало, что обе кольцевые линии позволили сократить время поездок пассажиров, разгрузили кольцевую и радиальные линии метро. Значительное количество жителей Москвы получили станции метро в пешей доступности. При этом Большая кольцевая линия метро - более удачно реализованный проект, чем Московское центральное кольцо. Большой Кольцевой линией метро пользуется ежедневно большее количество пассажиров, чем Московским центральным кольцом. Однако МЦК помимо непосредственно транспортных функций, имеет и большое просветительское значение, являясь одновременно экскурсионным маршрутом по двум эпохам железнодорожного кольца Москвы – начала ХХ и начала ХХI вв.