Аннотация:Произвольные саккадические движения глаз включены во все формы поведения человека и могутиспользоваться как модель для психофизиологического изучения механизмов восприятия, внимания,памяти и управления движениями.Целью настоящего исследования являлось выявление взаимосвязей между индивидуальнымиособенностями человека и связанными с событиями потенциалов (ССП) ЭЭГ в сложных условияхглазодвигательного поведения, требующих повышенного уровня пространственного внимания,запоминания и управления движениями глаз.Во время исследования испытуемый находился в темной камере, сидя в кресле с подголовникомперед экраном монитора. Применялась парадигма «сакккады/антисаккады по памяти». Предъявлялицентральный фиксационный стимул (ЦФС) в виде крестика или кружка, сигнализирующего о характередвигательного ответа (саккада, антисаккада или наоборот). Через 1000мс на фоне ЦФС включалсяпериферический стимул (ПС) длительностью 150мс, расположение которого нужно было запомнить. Привыключении ЦФС испытуемые должны были совершать саккаду в запомненную позицию ПС илиантисаккаду – в противоположную сторону. Интервал между включением ПС и выключением ЦФСсоставлял 2900-3000мс.У 17 здоровых праворуких испытуемых регистрировали движения глаз (ЭОГ) и ЭЭГ в 24 отведениях.Все испытуемые проходили психологическое тестирование с помощью опросников «Большая пятеркаличностных черт» и «Склонность к импульсивности, риску, эмпатии».Корреляционный анализ показал, что у испытуемых с бОльшими значениями показателей«Открытости опыту», «Склонности к сотрудничеству» и «Риску» пики компонентов ССП располагались втеменно-затылочных областях головы, а при бОльших значениях показателей «Добросовестности» - влобно-центральных. Индивидуальные особенности, связанные со свойствами нервной системы(«Нейротизм», «Экстраверсия»), не влияли на локализацию пиков ССП.Поскольку известно, что компоненты ССП являются маркерами когнитивных процессов, социальнообусловленные индивидуальные особенности проявляются на ранних этапах осуществления этихпроцессов.Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшегообразования Российской Федерации (темы № 121032500081-5)