Аннотация:В данной статье рассматривается актуальный вопрос современной историографии, а именно целесообразность введения понятия “Россия за рубежом" в изучение русской эмиграции 1920-1930–х годов наряду с определением “диаспоры”. Задача осложняется отсутствием единого категориального аппарата и разнообразием интерпретаций. Проблема решается на основе структурного и конструктивистского подходов, а также сравнительного анализа. Авторы предлагают собственную классификацию отличительных черт диаспоры, выделяя географический (территориальный), социальный, политический, культурный и ментальный блоки. Феномен России за рубежом анализируется через призму диаспоризации. В статье показан процесс институционализации русской эмиграции 1920-х годов, который сближает ее с диаспорой. Однако ее состав, в отличие от состава диаспоры, был полиэтническим. Доминирующей тенденцией было сохранение не этнической, а культурной и гражданской идентичности, что определило структурообразующий лейтмотив деятельности, направленной на конструирование своей “России за рубежом”. Однако, отказавшись от гражданства Советской России/СССР и признав советское правительство нелегитимным, эмигранты безуспешно пытались укрепить правовую связь с государством, исчезнувшим с политической карты мира, пытаясь отстоять старые паспорта. Векторами рефлексивной активности с мифогенерирующим потенциалом были демонстративное неприятие всего советского, сохранение национальной идентичности и традиционных ценностей (в отличие от тех, что родились во время революции), “этического кодекса”, социальных норм и обоснование миссионерской роли эмиграции. Из многих институтов, претендовавших на то, чтобы стать преемником власти, выделяется Совет бывших послов во главе с М. Н. Гирсом. Он сосредоточил в своих руках человеческий, финансовый, материальный и организационный потенциал и имел представительство в международных организациях, включая Лигу Наций, в Женеве. Иностранный дипломатический корпус стал хранителем идеи общероссийской государственности. Хорошо налаженные коммуникационные связи помогали ему выполнять нетипичные для него задачи, адаптироваться к новой ситуации и сосредоточиться в первую очередь на урегулировании правового положения беженцев. В статье делается вывод о консолидирующей функции как мифотворчества, так и деятельности, направленной на воспроизведение атрибутов государственности. Российская “государственническая форма бытия” способствовала сохранению русского языка, национальной идентичности и созданию системы российских образовательных учреждений и институтов исторической памяти. Гибель России за Рубежом была обусловлена как ее консерватизмом, так и конфронтацией с родиной. Разделение на две России не могло нести в себе позитивного потенциала. Зарубежную Россию можно охарактеризовать как диаспору, но это явление выходит даже за рамки широкого спектра идентификационных признаков, которые сегодня придаются диаспоре.