Жанр баллады и его трансформация в песне А. Галича «Королева материка»статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 17 апреля 2024 г.
Аннотация:В статье ставится цель проследить функционирование баллады каксинтетического жанра в песенной поэзии А. Галича. Методы исследования избраны всоответствии с его предметом: используются сравнительно-исторический, герменевтическийметоды, а также подходы, разработанные для изучения синтетического текста. В результатахработы показано, что повествовательные стратегии характерны для звучащей поэзии именнов сочетании с лиризмом переживаний героя песенного текста, что обуславливаетпродуктивность балладной формы. Показано, что автор в тексте «Королева материка»опирается именно на романтическую поэтическую традицию, однако привносит иреалистические элементы, что в целом соответствует тенденциям развития и трансформациижанра, наметившимся еще в XIX столетии. Двойная мотивировка фантастического, нехарактерная для традиционной баллады, отсылает к аналогичному приему в магическойпрозе. Нарушаются и другие «законы жанра»: мистическое лишается конкретизации, текстимеет явные публицистические черты, лексика варьируется от возвышенной до резкосниженной, бытовой уровень повествования контрастирует с метафизическим слоемрассуждений. В выводах сообщается, что реалистическая составляющая формируетэпическое содержание баллады, в то время как романтическая, связанная с иррациональным,выводит размышления автора на онтологический уровень и сообщает произведениюподчеркнутый лиризм.