Аннотация:Статья посвящена феномену т.н. «лейтенантской прозы». В качестве интегральных признаков «лейтенантской прозы» называются непосредственное участие ее представителей в Великой Отечественной войне, что придает произведениям их неповторимую фактографическую точность, антивоенный пафос, доминанта малых жанровых форм, психологический реализм как принцип изображения, ограниченное пространство, замедление или ускорение времени, маркированная фронтовая лексика. Дифференциальным признаком предлагается считать двойной конфликт, развертывающийся как по линии «свои против врагов», так и по линии противостояния между «своими». Причем 2-й конфликт,конфликт между «своими», в котором с особой силой противопоставляется «окопная правда» «штабной правде», становится ключевым, а авторская позиция проявляется в отстаивании значимости именно «окопной правды» как правды личности, вынесшей насвоих плечах всю тяжесть войны, правды человека – победителя.