Аннотация:Статья посвящена анализу избранных работ швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901) и английского художника Джона Уильяма Уотерхауса (1849–1917), разделявшего художественные принципы прерафаэлизма. В основу сравнения положены символические образы воды и водной стихии, характерные для творчества обоих авторов.
Акватические образы получили множественное воплощение в искусстве символизма и модерна, например, исследователи особо выделяют мотив волны. Доминантами эпохи становятся изображение водной глади как зеркальной отражающей поверхности («Кувшинки» К. Моне, «Зов моря» Ф.К. Робинсона, «Остров живых» А. Бёклина, «Эхо и Нарцисс» Дж. Уотерхауса, «Водоем» В. Борисова-Мусатова, «Пруд в парке» А. Бенуа и др.), изображение стихийных и глубинных вод («Рождение Венеры» У. Скотта, «Сирены» Г.Д. Дрейпера, «Наяда» А. Фантен-Латура, «Миранда. Буря» Дж. Уотерхауса, «Игра наяд и тритонов» М. Врубеля, «Древний ужас» Л. Бакста и др.). При этом акватические образы нередко оформляют сюжеты, вовлекающие тему смерти («Остров мертвых» А. Бёклина, «Мистическая лодка» О. Редона, «Офелия» прерафаэлитов, «Нимфы находят голову Орфея» и «Леди из Шалотт» Дж. Уотерхауса, «Аленушка» В. Васнецова и др.), что, с одной стороны, можно объяснять декадентскими настроениями эпохи fin de siècle. С другой, смысловая связь такого рода становится понятна, если вспомнить, что поэтика символизма и модерна предполагала обращение к разновременным, порой весьма архаическим, пластам культурной памяти за счет введения в оборот многочисленных историко-культурных аллюзий, отсылок, реминисценций. Значение же воды в истории мировой культуры устойчиво амбивалентно: вода очищает, обновляет, оживляет, она же увлекает в хаотическую стихию небытия – в область смерти (ср. «живая» и «мертвая» вода).
Хотя творчество А. Бёклина и Дж. Уотерхауса репрезентирует различные национальные школы символистской живописи, они работали в русле единой, задававшейся современной им эпохой, художественной парадигмы и являются создателями наиболее знаковых картин, на которых образные воплощения водной стихии оформляют сюжеты, вовлекающие представления о смерти, умирании, путешествии в мир мертвых. Ниже предлагается сравнительный анализ картины «Остров мертвых» (1880, первая версия) Бёклина и картины «Леди из Шалот» (1888) Уотерхауса. Провести такое сравнение тем более интересно, что в данном случае речь идет не только о разных национальных вариантах символизма (творчество Уотерхауса опосредовано влиянием целого культурного пласта, связанного с деятельностью английских художников-прерафаэлитов), но и о различных этапах становления символистской живописи (творчество Бёклина и в первую очередь его картина «Остров мертвых», оказавшая огромное влияние на современников, по сути, заложило ее основы).