Аннотация:
Статья представляет собой исследование идеи странcтвия (peregrinatio) в культуре ирландского средневековья. Автор опирается на ирландскую агиографическую и литературную традицию, и, прежде всего, на знаковый иммрам кельтского средневековья «Навигацию св. Брендана Мореплавателя». Автор связывает популярность peregrinatio у кельтских христиан c архаическими пенитенциарными практиками древних ирландцев. В статье рассматриваются характерные особенности восприятия путешествия средневековым человеком: особый хронотоп, циклическая структура путешествия, переходы из мира эмпирического в сверхэмпирический, понимание обстоятельств путешествия как языка, на котором с путешествующим говорит сам Бог. На материале ирландского иммрама показывается, как реальная география превращается для средневекового читателя в символическую карту путешествия души к Богу. Описывая характерные для древнеирландской литературы концепты ада и рая, автор утверждает, что ирландские монахи были знакомы с антиохийской школой экзегезы и придерживались ее. На протяжении всей статьи автор прослеживает, как в кельтской средневековой культуре, разворачиваясь во времени, трансформировалась идея peregrinatio, принимая форму изгнанничества, искупительной жертвы, покаяния, аскетического подвига, паломничества, миссии, самопознания, пути души к Богу.
Ключевые слова: странствие, peregrinatio; кельты; козел отпущения; средние века; христианство; ирландское монашество; путешествие; морское паломничество; плавание св. Брендана; Кельтская Церковь.