Аннотация:Аннотация: Статья содержит анализ проблемы конструирования образа ученого в аспекте ее значения для синтеза интеллектуальной и эмоционально-ценностной компонент образования, для повышения интереса школьников и студентов к учебной и познавательной деятельности, создания ролевой модели исследователя, в качестве инструмента осознанного выбора профессии. Подчеркивается влияние распространенных в культуре образов науки и ученых на формирование у детей и молодежи восприятия науки. Автор отталкивается от результатов зарубежных исследований, согласно которым чем менее стереотипен образ ученого у школьников и студентов, тем больше вероятность их позитивного отношения к науке и выбора научной деятельности в качестве профессиональной. Освещаются результаты работ Е. А. Володарской и Т. В. Разиной, свидетельствующие о стереотипности представлений российских школьников об ученых, в связи с чем становится очевидной актуальность задачи конструирования и трансляции свободных от вредных стереотипов образов представителей науки. Указывается специфика выявленных Е. А. Володарской и Т. В. Разиной стереотипов, их соотнесенность с внешним обликом и атрибутикой ученого. Проблематизируется утверждение о том, что все стереотипы об ученых препятствуют решению задач образования. Приводятся примеры воздействия способствующих достижению педагогических целей стереотипов, связанных с нравственными качествами ученого, его подвижничеством, жертвенностью. Делается вывод: представление об ученом-подвижнике обладает значительным потенциалом в плане привлечения учащихся к научной деятельности и решения задач образования; целесообразно конструирование и внедрение в культурное пространство соответствующего этому представлению образа ученого с учетом специфики сопутствующих факторов, в частности, с использованием возможности образовательной анимации.