Аннотация:В статье обобщены результаты многолетних теоретических и эмпирических исследований феноменологии и механизмов социального познания в условиях текучей современности, социальной неопределенности и транзитивности. Отправным пунктом выступает позиция научной школы Г. М. Андреевой, согласно которой социальное познание рассматривается как аффективный и когнитивный процесс конструирования образа социального мира в индивидуальном и общественном сознании. Разрабатывается новая трансдисциплинарная концепция социального познания, в рамках которой интегрируются принципы культурно-деятельностной психологии и социального конструкционизма, а также теорий социальных представлений и коллективных переживаний. Обосновывается научно-исследовательское направление, в значительной степени расширяющее предметную сферу психологических исследований социального познания, — социальная психология повседневности. Именно повседневность выступает оптикой анализа субъективного восприятия и переживания социальных изменений как ситуации неопределенности в различных сферах повседневной жизни общества и культуры (от новых медиа до современного искусства). Предлагаемая и реализуемая эстетическая парадигма в социальной психологии повседневности сочетает два способа понимания, объяснения и прогнозирования социальных изменений: научно-понятийный и художественно-образный (или визуальный). Таким образом, эстетическая парадигма синтезирует научный и эстетический дискурсы психологии и искусствознания. В указанном отношении она является гибкой методологической стратегией, открывающей перспективы многомерного анализа современного общества и культуры, не поддающихся концептуализации в традиционных категориях социального познания (например, модели психического, категоризации и каузальной атрибуции). На основе эстетической парадигмы повседневности вводится новый для отечественной психологии конструкт прекарности, который означает индивидуальное и коллективное переживание тотальной уязвимости, хрупкости и незащищенности человека в ситуации неопределенности. Данный конструкт предоставляет возможность анализировать сложные аффективные состояния современного общества. При этом инструментами исследования переживания социальных изменений, в том числе прекарности, выступают качественные методы сбора, анализа и интерпретации данных, которые складываются сегодня в единый методологический подход к изучению социального познания. 10.21638/spbu16.2023.101