Voluntariness and type of digital device usage: A study in terms of Vygotsky's cultural–historical perspectiveстатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 26 июня 2024 г.
Аннотация:Введение: С каждым годом детская вовлеченность в использование цифровых технологий неуклонно возрастает. Однако до сих пор оценка влияния взаимодействия ребенка с гаджетами на его психическое развитие носит противоречивый характер. Предметом текущего исследования была выбрана произвольная саморегуляция и ее связь с особенностями использования гаджетов детьми с детского сада до середины начальной школы. Наиболее изученным фактором в данном вопросе является оценка влияния продолжительности взаимодействия с гаджетами (экранное время) на развитие саморегуляции. В текущем же исследовании было предложено изучить не только связь с экранным временем, но и с тем, как именно ребенок использует гаджеты (тип использования). В соответствии с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского было выделено два типа использования цифровых устройств: а) гаджет как психологическое средство для регуляции своего и чужого поведения (самоорганизация: напоминания, планер, будильник; поиск информации при помощи гаджета; коммуникация с помощью цифровых технологий: смс, чаты в мессенджерах, звонки; использование приложений для подготовки домашних заданий, творчества и т.д) и б) гаджет как развлечение (игры, мультики, развлекательные видео). Была выдвинута гипотеза, что использование гаджетов в качестве психологического средства связано с более высокоразвитой саморегуляцией. Методы: Выборка для исследования была набрана из московских детских садов и общеобразовательныхшкол: дошкольники 5–6 лет (n = 408) и 6–7 лет (n = 351) и школьники 7–8 лет (n = 253) и 9–10 лет (n = 101). У участников были продиагностированы компоненты саморегуляции (регуляторные функции: рабочая память, сдерживающий контроль, когнитивная гибкость). Для определения частоты и типа использования гаджетов с каждым участником было организовано полуструктурированное интервью. Результаты: Во-первых, количество детей, использующих цифровые устройства в качестве психологического средства, увеличивается по мере их взросления.Во-вторых, для детей, использующих гаджеты в качестве психологического средства, была обнаружена тенденция демонстрировать более высокие средние баллы по всем регуляторным функциям в 6–7 и 9–10 лет и по зрительной и слуховой рабочей памяти в 7–8 лет. Однако множественные регрессионные модели подтвердили значимость фактора «тип использования гаджета» при учете индивидуальных особенностей участников (пол, возраст, невербальный интеллект) только для сдерживающего контроля в 9–10 лет. Дискуссия: Предполагается, что при изучении взаимосвязи развития саморегуляции с использованием гаджетов, фактор «тип использования гаджетов» наиболее применим к детям с конца начальной школы и старше, когда большее количество детей начинают использовать гаджет в качестве психологического средства, тогда как для более младших детей наиболее характерно использовать гаджеты в качестве развлечения вне зависимости от уровня развития саморегуляции.