Аннотация:Политика городского развития, ориентированного на общественный транспорт, предполагает формирование высокоплотных многофункциональных территорий в пешей доступности узлов пассажирского транспорта. Подобная практика нашла применение в Москве, где ведётся организация транспортно-пересадочных узлов как многофункциональных центров — главным образом, на базе станций метрополитена. Нередко узлы являются фактическими центрами городских районов, поэтому важно учитывать особенности прилегающих к узлам территорий и оценивать их взаимодействие.В качестве инструмента для такого анализа предлагается эмпирическая модель «Узел-Место». Она исследует взаимосвязь между транспортной обеспеченностью и функциональным разнообразием территории. Ряд разнородных показателей объединяется в индексы узла и места, значения которых наносятся на двухосевой график. Модель предполагает пять «идеально-типичных» ситуаций, указывающих потенциальные направления развития. Случаи использования модели в России неизвестны.Модель «Узел-Место» проверяется на примере восьми станций Московского метрополитена. Исходя из опыта предыдущих исследований, производится замена некоторых показателей для вычисления индекса узла с учётом местных условий. Отмечены сложности с получением и верификацией данных для вычисления индекса места. Модель выявляет два типа ситуаций, что позволяет сделать вывод о возможности её использования в российских условиях для оценки потенциала развития территорий вокруг узлов пассажирского транспорта. Допустимо более широкое применение модели «Узел-Место» на разных масштабных уровнях с опорой на представление о территориальном оптимуме.