Представления о стихийных бедствиях как о «естественном ходе вещей» и годах «санго» в древней и раннесредневековой ЯпониистатьяИсследовательская статьяЭлектронная публикация
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:Восприятие стихийных бедствий как проявления гнева божественных сил характерно для всего земного шара на протяжении тех периодов истории, когда научное знание не было достаточно развито для объяснения механизмов протекания природных явлений. Эти представления не обошли стороной и Японию, которая в силу своих географических особенностей регулярно сталкивается со всевозможными проявлениями буйства стихий. Идеи о том, что происходящие в стране стихийные бедствия являют собой отклик Неба на «неправедное» правление государя известны в Японии со времен установления «государства, основанного на законах» (рицурё кокка), и часто появлялись в тех или иных формулировках в текстах хроник и указов, выпущенных по случаю катаклизмов. Однако с постепенным разложением принципов рицурё: все более частотно в текстах исторических источников появляются и иные воззрения на причины бедствий. Настоящая статья посвящена рассмотрению одной из структурообразующих конструкций — идее о возникновении стихийных бедствий по причине «следования принципу» (риун), другими словами, «естественного хода вещей». Концепция «следования принципу» тесно связана c учением оммёдо и понятием годов санго, в которые государство было особенно подвержено опасности возникновения различных бедствий, засух и эпидемий. Наступление страшных лет высчитывалось на основе движения небесных объектов и непосредственно не зависело от добродетельности правителя или допущенными им и его придворными ошибок в управлении государством. Первое упоминание о «годах санго» обнаруживается в 758 г., однако распространение идея получила только в IX в., что было сопряжено с возрастанием влияния Управления темных и светлых сил Оммёрё при дворе. Исследование базируется на исторических источниках различной видовой принадлежности: летописях («Сёку нихонги», «Нихон сандай дзицуроку», «Руидзю кокуси», «Хонтё сэйки»); дневниках придворных сановников («Гонки» Фудзивара Юкинари), а также трактатах по оммёдо («Гогё дайги»).