Аннотация:Статья посвящена творчеству афроамериканской писательницы Октавии Батлер (1947–2006), оказавшей заметное влияние на развитие нескольких течений и направлений в американской, а позже мировой, научной фантастике. В статье автор преследует две цели: дать обзор тем и проблем, которые объединяют произведения Батлер, а также показать, как разрабатываемая писательницей проблематика обусловливает особенности языка и стиля ее прозы. В первом разделе автор рассматривает основные темы произведений Батлер, фокусируясь на проблеме выживания. Для прозы Батлер характерны героини, изолированные от окружающих и представляющие исчезающее меньшинство; как следствие, они должны выживать – не противостоять обстоятельствам и пытаться их изменить, а приспосабливаться к ним, идти на компромиссы и меняться. Однако для Батлер выживание индивида часто менее важно, чем сохранение человечества как вида. Героини Батлер гарантируют возможность будущего через репродукцию генетической и/или культурной памяти человечества. Во втором разделе творчество писательницы рассматривается в контексте «афрофутуризма». Автор указывает, что хотя прозу Батлер многое роднит с другими представителями этого течения, ее произведения отличаются своеобразием, в частности в отношении писательницы к проектам построения идеального общества. Батлер скептически относилась к утопическим проектам, считала невозможным создания бесконфликтного общества. В третьем разделе автор разбирает особенности языка и стиля писательницы, отмечая, что для нее характерно отношение к языку как обезличенному, объективному инструменту анализа человеческого поведения. Подробно автор останавливается на последнем романе Батлер «Птенец» (2005), в котором язык служит и инструментом изображения, и становится одной из тем повествования.