Аннотация:Рассматриваются вопросы дистанционного обучения технологиям сетевой безопасности на реальном сетевом оборудовании. Рассматривается топология учебного класса, позволяющая дистанционное проведение лабораторных работ, использующих реальное сетевое оборудование.Лабораторные работы проводятся с использованием межсетевых экранов D-Link DFL 860E, сертифицированных ФСТЭК. Лабораторные работы предполагают как настройку одного межсетевого экрана, так и согласованную настройку двух межсетевых экранов для создания VPN с использованием различных протоколов туннелирования. В классе существуют две параллельные сети. Первая сеть используется нами в лабораторных работах. Вторая сеть используется в учебном процессе на компьютерных курсах ВМК МГУ.Для проведения дистанционных лабораторных работ подключение студентов и преподавателей к компьютерам класса организовано при помощи второй сети через специальный, дополнительно установленный компьютер-шлюз, соединенный с сетью Интернет.Студенты со своих удаленных компьютеров устанавливают SSH-соединение с этим компьютером-шлюзом, и внутри этого соединения организуют туннель для протокола VNC. Далее работа с компьютерами класса осуществляется при помощи программного обеспечения TightVNC – клиент на стороне компьютера студента и сервер на стороне компьютера в классе.Для этих целей на каждом компьютере класса установлен сервер TightVNC.Как показал первый опыт дистанционного проведения лабораторных работ, студенты легко справляются с процедурой подключения к компьютерам класса, общий ход дистанционной работы близок к ходу очной работы и не требует дополнительного времени, имеются даже определенные незначительные преимущества данного способа проведения лабораторных работ, которые обсуждаются в статье. Сложности имеются в части дистанционного поддержания оборудования класса в рабочем режиме, что также обсуждаются в статье.