Принципы лексической работы в полиэтническом классестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 13 марта 2014 г.
Аннотация:В классах с полиэтническим составом учащихся носители русского языка как неродного часто владеют русской речью не хуже своих русских одноклассников. Однако в письменной форме речи и в ситуациях, когда требуется активизировать пассивный лексический запас: использовать лексико-семантические варианты слов, расширить синонимический ряд, выбрать стилистически уместное слово – проявляется их ограниченное владение языком. Владеющие языком как материнским способны включить языковую догадку, основанную на соотнесении производных и производящих основ, реализовать ассоциативные связи и другие механизмы, лежащие в основе лексической системы. Освоение синонимии и вариативности языковых средств – проблема даже для носителей языка, тем большее значение приобретает лексическая работа с иноязычными детьми. Важно включать слово в различные виды парадигматических и синтагматических отношений, образуя лексико-семантические группы (слова при этом объединяются и по частям речи), семантические поля (слова различных частей речи, объединённые одной темой), создавая или рассматривая словообразовательные цепочки и даже гнёзда, раскрывая внутреннюю форму слова.
Выстраивая таким образом лексическую работу на уроках, учитель демонстрирует, как категоризуется мир в данной культуре: для всех культур существуют и общие черты, и своя лингвоспецифика.