Инновационные изменения как фактор риска развития выгорания учителей средних школ (по материалам исследования преподавателей России и Узбекистана)статья
Место издания:Курский государственный университет Курск
Первая страница:61
Последняя страница:87
Аннотация:В условиях процесса внедрения отраслевых инноваций в системе среднего образования Росси и Узбекистана представляется целесообразным собрать и проанализировать особенности соотношения доминирующей мотивации и признаков выгорания у учителей. Представленное в статье исследование выполнено в рамках цикла эмпирических работ, направленных на анализ структуры мотивации труда как основы целостной системы саморегуляции состояния в тех видах профессиональной деятельности, где высок риск развития выгорания. Цель исследования - выявление характерных признаков накопления профессионального выгорания и специфики выраженности качественно разных факторов мотивации труда у профессионалов в условиях действия масштабных факторов социальных и организационных перестроек. Результаты показали, что доминирующие мотивационные факторы в труде учителей Москвы и Ташкента в большой степени одинаковы: к ним относятся мотивационные ориентации, связанные с реализацией потребностей в востребованной с точки зрения общества работе, признании коллег, профессиональном самосовершенствовании. Проявления признаков также достаточно однотипны. Данные результаты подтверждают предположения о высокой степени содержательного сходства риск-факторов развития выгорания в профессиональной деятельности учителей, инвариантных по отношению к региональным особенностям реализации данного труда. Выявлены специфические различия в особенностях развития профессионально-личностных деформаций у тех учителей, которые приступили к работе в «эпоху перемен», вызванной кардинальными социально-экономическими перестройками начала 90-х гг.: для них более характерно накопление деструктивных симптомов по типу кумуляция признаков редукции личных достижений в сочетании с выраженным эмоциональным истощением. При этом в периоды широкомасштабных инновационных преобразований, связанных с реализацией задач реформирования образовательных систем в России и Узбекистане, накопленная симптоматика эмоционального истощения и потери интереса к работе в периоды внедрения реформ может выступать как мощный фактор негативного принятия инновационных изменений.