Аннотация:Актуальность изучения видеоблогов обусловлена их востребованностью в современном мире: превратившись в полноценное медиапространство, они начинают постепенно отвоевывать у телевидения позиции «ведущего СМИ». Необходимо отметить, что сегодня многие видеоблоги, созданные в YouTube, пользуются едва ли не большей популярностью, чем аналогичные по тематике и жанру телевизионные программы. Исследуется аудитория видеоблога, являющаяся одним из тех факторов, которые определяют как коммуникативное поведение видеоблогера, так и итоговое оформление его медиапродукта в целом и отдельных выпусков в частности. Материалом для анализа послужили популярные видеоблоги Рунета, позволившие проследить отличия зрительской аудитории видеоблога от телевизионной и указать на ее сходство с целевой аудиторией в условиях рекламной коммуникации. При этом сам ретиальный коммуникативный акт, инициируемый видеоблогером, демонстрирует сходство с моделью рекламного воздействия AIDMA (attention — interest — desire — motive — action). В результате проведенного анализа представляется возможным сделать ряд выводов о специфических особенностях аудитории видеоблога, о влиянии фактора адресата на работу видеоблогера, средствах воздействия, используемых последним для удержания зрительского внимания и вовлечения аудитории в посткоммуникативную активность, а также о своеобразии ретиальной коммуникации в видеоблоге. Активная позиция адресата коммуникации в виртуальной медиасреде, возможность и необходимость интерактива для продвижения медиапродукта заставляют видеоблогера постоянно решать задачи по привлечению и удержанию внимания подписчиков, наращиванию аудитории, разработке и созданию мотивов для посткоммуникативной деятельности своих зрителей. Формат видеоблога, подразумевающий создание и распространение медиатекстов с усложненной семиотикой, позволяет и одновременно заставляет видеоблогера задействовать максимально широкий спектр вербальных и невербальных средств, воздействующих на аудиторию. Ретиальная коммуникация в новой медиасреде подвергается трансформации, в результате чего теряет часть привычных характеристик и приобретает ряд новых.