Аннотация:Инновационный путь в использовании всех типов ресурсов представляет собой не только технологический, но и управленческий выбор, требующий понимания как логики развертывания феномена инноваций, так и логики его восприятия хозяйственным предпринимательством.
Этим аспектам посвящены предшествующие публикации авторов. Так, при выборе стратегии и тактики регуляторного вмешательства видится важным вопрос формирования аналитической базы и инструментария для своевременного выявления тенденций и проблем реализации инновационных процессов как в целом по стране, так и в посубъектном разрезе. Авторы, базируясь на результатах сравнительного анализа двух подходов (построения рейтинга российского регионального инновационного индекса и инновационной восприимчивости), резюмируют, что ранжирование регионов и мониторинг изменения индикаторов, формирующих позиции в рейтинге, позволяют своевременно определять институциональные и организационные условия реализации инноваций в субъектах, выявлять основные направления совершенствования управления инновационными процессами и разрабатывать адекватные практики развития инновационной деятельности и инструменты управления. Приведены эмпирические данные рейтинга инновационной восприимчивости регионов, входящих в состав Сибирского федерального округа (СФО). Их анализ позволяет сделать вывод о том, что существенность различий в мотивированности на инновационную модернизацию хозяйственных процессов указывает на требование учета специфики сложившихся на территории фрагментов инновационной системы при проведении региональной инновационной политики.Однако сама возможность ранжирования регионов по показателям инновационной восприимчивости обнаруживает возможность некоторой типологизации инструментов и поэтапного стимулирования инновационных процессов регионального хозяйства. Важным фактором повышения мотивированности становится именно различие уровня развития инновационных систем регионов: это позволяет использовать на уровне СФО подход «следуй за лидером» при адаптации методов и инструментов инновационной политики, зарекомендовавших себя как эффективные. Логика исследовательского подхода обусловливает возможность, опираясь на полученные результаты, обосновать инструментарий управленческого воздействия на инновационную практику регионов.