Аннотация:В статье осуществлен теоретический анализ готовности человека преодолевать различные внешние и внутренние ограничения в познании мира и себя в этом мире. Сами ограничения конкретизируются в понятиях «запретное» и «невозможное». Соотношение этих понятий отражено в специально разработанной нами модели. Модель позволяет ориентировочно определить как принципиальную неготовность решать определенные задачи (при совпадении «запрещенного» и «невозможного»), так и возможности их решения (когда «запретное» и «невозможное» противоречат друг другу). Сама готовность личности преодолевать «запреты» и границы «невозможного» соотносится с «чудом», понимаемым как некая двухплановость развивающейся личности (личность как идеал и как реальная, историческая личность). Подчеркивается важность позиций «наблюдателя» и «деятеля творца» в познании противоречивого, двухпланового мира и самого себя в этом мире, которые наиболее отчетливо проявляются в «смеховой» и «игровой» культурах. Выделяются признаки субъекта, способного занять позицию активного творца самого себя и окружающего мира...