Аннотация:На основании трудов по литературоведению и изобразительному искусству в настоящей статье выявляется онтология происхождения жанра миниатюры, представлены характерные особенности рассматриваемой категории: богатство выразительных возможностей; энергетическая ёмкость формы, эстетическая направленность содержания как выражения субъективного мира и чувств человека, повествовательность, панорамность. В работе рассмотрены исторические аспекты становления традиционного понимания миниатюры как жанра фортепианной музыки, проанализированы ее основные характеристики, связанные с типологией и социальной функцией фортепиано.Автор опирается на комплексное, сравнительное рассмотрение научных трудов по философии, культурологии и музыковедению, а также по теории и истории фортепианного исполнительства и исполнительской интерпретации. В комплексном подходе применены аналитический, типологический и индуктивный методы, направленные на освещение характерных признаков фортепианной миниатюры.Исследование миниатюры в первую очередь связано с работами В. Н. Холоповой, Е. В. Назайкинского, Л. А. Мазеля, А. Н. Сохора, К. В. Зенкина, посвященным общим научным проблемам музыкального искусства.