Аннотация:В статье рассматриваются основные линии влияния философии жизни (Ф.Ницше, А.Бергсона, О. Шпенглера) на поэтическое творчество и эстетическую теорию О.Э.Мандельштама – крупнейшего русского поэта Серебряного века, наследие которого во многом является продолжением отечественной традиции «поэзии мысли». Как известно, идеи философии жизни формировали интеллектуальный фон культуры Серебряного века, подвергаясь активному переосмыслению, что прослеживается и в творчестве Мандельштама, где они получают как явное, декларируемое отображение, так и не всегда очевидное, эксплицируемое профессиональными исследователями. В исследовательской литературе под «прицелом», как правило, оказывается определенный философ (наиболее очевидное влияние на творчество Мандельштама оказал А. Бергсон, и вопрос такого влияния обозначен в большей степени). В статье поставлены задачи, во-первых, рассмотреть философию жизни как целостный историко-философский феномен, во-вторых, предложить концептуальные решения, в русле которых творчество поэта может быть изучено как преломляющее философские идеи соответствующего направления. Для этого потребовалось, с одной стороны, опереться на существующие исследования ученых, с другой – полемизировать с ними. Особое внимание уделено темпоральной концепции Мандельштама: показано, в какой мере она обусловлена западной философией жизни, а в какой – философским контекстом Серебряного века, в частности, интересом поэта к современной ему русской религиозно-философской мысли. Очерчены линии рецепции поэтом ряда понятий и концептуальных построений философии жизни (оппозиции аполлонического и дионисийского, арийского и иудейского начал, идея вечного возвращения в философии Ф.Ницше; концепция времени и памяти А.Бергсона; идея прасимвола и метод морфологии культуры О.Шпенглера, влияние которого на творчество Мандельштама не изучалось в данном аспекте). Сделан вывод о том, что приоритетным фактором, определившим внимание поэта к философии жизни, служит установка на осмысление времени как производной процессов жизни, среди которых важнейшее место занимают культура и культуротворчество.