Аннотация:Начало ХХ столетия в истории музыкального искусства отмечено глубокими преобразованиями. Музыканты «первой волны» русского авангарда стремились к реформированию основных сторон композиторского творчества - от обращения к новым стилистическим направлениям и жанровым формам до изобретения новых принципов и способов организации музыкальной ткани. Характерной приметой времени стало явное стремление к декларативному обоснованию творческих опытов в области нового языка, что нашло выражение в ряде теоретических работ деятелей музыкального авангарда. В предлагаемой статье на основе примеров теоретической и творческой деятельности русских композиторов А.С Лурье, А.В Мосолова, Н.А Рославца, И. М. Шиллингера анализируются направления и средства преобразований музыкального языка и их конкретные проявления в фортепианных произведениях. Фортепианное творчество русских композиторов рассматривается в контексте тенденций, объединяющих поиски русского и общемирового движения музыкального авангарда первых десятилетий ХХ столетия.
Ключевые слова: преобразования,фортепианное творчество,русcкий авангард,новое средство музыкального выражения,теория композиции .