Аннотация:В статье рассматривается идейная взаимосвязь имяславия и русской философии имени с богословием отца Иоанна Кронштадтского, которая позволяет говорить о нем как об одном из главных предшественников этого направления русской мысли. Разбираются самые показательные ссылки на отца Иоанна со стороны имяславцев -прежде всего о. Илариона (Домрачева), о. Антония (Булатовича) и митрополита Вениамина (Федченкова), которые оправдывали воззрениями отца Иоанна имяславие и демонстрировали его преемство традиционному святоотеческому наследию. Также разбираются самые показательные ссылки на отца Иоанна со стороны имяборцев - прежде всего синодальных богословов о. Никона (Рождественского) и С.В. Троицкого, для которых имяславские высказывания о. Иоанна были проблемой, требующей анализа и иной интерпретации. Отдельно рассматривается идейная взаимосвязь учения о. Иоанна Кронштадтского с русской философией имени П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и С.Н. Булгакова на примере двух тем, выявляющих их главное содержательное совпадение и различие. Это тема идентично понимаемой ими взаимосвязи Имени и Бога - онтологической связи, выраженной в главной имяславской формуле о. Иоанна «Имя Божие есть Сам Бог», принятой и дополненной каждым из представителей философии имени. И это тема различно понимаемой ими взаимосвязи имени и иконы - онтологического соотношения между божественным именем и иконой. С точки зрения отца Иоанна Кронштадтского, эти категории, как и все религиозные символы, являются соравными друг с другом местами божественного присутствия. С точки зрения философов имени, категория имени как божественная энергия или место ее пребывания онтологически превышает икону как материальное явление, получающее освящение и взаимосвязь с Богом через имя.