Триада регулирования рынков: антитраст, промышленная политика и протекционизм на рынке оптического волокнастатья
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 22 июля 2022 г.
Аннотация:Реализация стратегии импортозамещения в России в ряде случаев сопряжена с риском государственной поддержки технологически неэффективных отечественных производителей, интересы которых учитываются в ходе отраслевого регулирования и антитраста. Статья посвящена проблематике использования инструментов антимонопольной политики (с учетом ее соотношения с промышленной политикой) в свете входа на рынок одномодового оптического волокна российской компании с ограниченными технологическими компетенциями производства в краткосрочном периоде. На примере изучения конкретной ситуации – антимонопольного регулирования рынка оптоволокна – идентифицировано искажение целей и применения инструментов конкурентной политики в России. В исследовании использовались подходы теории отраслевых рынков, антимонопольного анализа и новой институциональной экономической теории (элементы институционального проектирования). Базой для проведения экономико-статистического анализа послужили данные информационно-аналитического агентства CRU Monitor и таможенной статистики. Выделены факторы, определяющие динамику рынка оптического волокна: спрос на продукцию смежного рынка – оптического кабеля; динамика производственных мощностей основного сырья для производства оптического волокна – преформ; интеграция стадий производственного процесса оптического волокна; инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Определение географических границ рынка одномодового волокна осуществлялось с помощью теста Эльзинга – Хогарти. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулятор – ФАС России – пришел к ошибочному выводу об узких географических границах в пределах Российской Федерации. Данный вывод имеет значение для соблюдения порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, так как некорректное определение географических границ рынка может вести к ошибочным оценкам уровня концентрации рынка и установлению факта доминирования (и злоупотребления им) компании – потенциального конкурента отечественного производителя. Практика лоббирования интересов национальных производителей не только противоречит принципам защиты конкуренции, но и снижает стимулы новых игроков рынка к инновационной активности, накоплению специальных для данной отрасли знаний, что является одним из ключевых факторов конкурентоспособности на рынках оптической связи.