Многозадачность как одновременное выполнение и как переключение между заданиями: подходы к диагностике медиамногозадачности у детей и подростковстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 сентября 2021 г.
Аннотация:Трансформация проблемы многозадачности как объекта экспериментальной когнитивной психологии в общепсихологическую проблему постоянного совмещения нескольких деятельностей,
провоцируемого информационными технологиями и ставшего социальным критерием успешного
человека, требует сопоставления различных подходов определения, моделирования и диагностики. Целью данного исследования является сопоставление особенностей медиамногозадачности
как одновременного выполнения заданий и переключения между ними у школьников. 57 учащихся младших классов, 54 подростка 11—13 лет и 46 подростков 14—16 лет решали серию заданий,
предъявляемых одновременно на мониторе компьютера и последовательно в виде смс на мобильный телефон. Согласно результатам, многозадачность как одновременное выполнение заданий отмечалась лишь у 4,5% детей и подростков и не была связана с многозадачностью как переключением
между заданиями. Многозадачность как откладывание и возвращение к заданиям была характерна
для каждого второго ребенка и учащалась с возрастом, но также не была связана со скоростью и
эффективностью выполнения заданий. К 11—13 годам для детей характерны попытки ускорения
и оптимизации деятельности в условиях многозадачности за счет различных, часто неэффективных стратегий. Попытки ускорения и оптимизации заданий более характерны и, по нашим данным,
раньше формируются у мальчиков. Результаты обсуждаются в контексте гипотезы о том, что развитие многозадачности у детей и подростков должно рассматриваться как формирование стратегий
решения задач в условиях многозадачности.