Аннотация:Актуальность: Знание популяционных закономерностей формирования психических процессов необходимо для понимания механизмов, оказывающих влияние на психическое развитие детей. Их изучение позволит более полно представить особенности нормального онтогенеза в устойчивых детских сообществах, развивающихся в разных условиях среды.
Цель: нейропсихологический анализ становления высших психических процессов в разных популяциях детей, имеющих единый язык, культуру, стандарты образования, но разную среду обитания.
Методы: Изучались городская (1324 чел., 552 мальчика и 772 девочки) и сельская (933 чел., 409 мальчиков и 524 девочки) репрезентативные выборки детей в возрасте от 3 до 12 лет, проживающих в Восточной Сибири. Городские дети представляли 2-3 поколение городских, а сельские – 3-4 поколение сельских жителей. Все дети прошли адаптированное для массовых обследований нейропсихологическое исследование, которое позволило проследить особенности формирования функциональной асимметрии мозга и психических процессов у детей в возрастном аспекте на уровне популяции.
Результаты: Популяционные различия в психическом развитии начинают складываться к концу 4 года жизни, а к 5- 6 годам они становятся уже заметными и имеют статистические подтверждения. Вероятно, в процессе онтогенеза на уровне популяции существует период «сенсибилизации» к действию средовых факторов. В городской популяции детей в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном отмечалось появление «правого сдвига» (М. Аннет, 1996), сельскую популяцию характеризовало слабое развитие процессов латерализации отсутствие изменения профиля асимметрии. Городская выборка характеризовалась доминированием в развитии речи, произвольных движений, вербальной памяти, а сельская превосходила по уровню развития гностических функций, зрительно-пространственной деятельности и зрительной памяти. Следовательно, каждая детская популяция формирует разные векторы развития психических функций.