Место издания:Издательство Санкт-Петербургского университета Санкт-Петербург
Первая страница:166
Последняя страница:186
Аннотация:Данная статья посвящена рассмотрению феномена характера в философских системах И. Канта и А. Шопенгауэра, обнаружению сходных черт их учений и выявлению различий на основе использования метода историко-философского критического анализа, сравнительного метода и метода рациональной реконструкции. В первой части статьи исследуется взаимосвязь эмпирического и интеллигибельного характеров в философии И. Канта, выявляется их сущностное значение для кантовской теории познания и обоснования Кантом возможности свободы. Проясняются специфические особенности, отличающие интеллигибельный характер от эмпирического; анализируются понятия ноуменальной и феноменальной причинности. Особое внимание в первой части статьи уделено рассмотрению разума как уникальной нечувственной способности, необходимой для определения этической ценности поступков человека. Исследуется становление кантовской теории характера в исторической последовательности, начиная с «Критики чистого разума» и заканчивая «Антропологией с прагматической точки зрения». Основным положением первой части статьи является утверждение о том, что человек как личность, как разумное существо не получает свой подлинный моральный характер как нечто врожденное, данное от природы, но должен приобрести, завоевать его самостоятельно, с учетом уроков воспитания и опыта предшествующего поколения. Во второй части данной статьи раскрывается позиция А. Шопенгауэра относительно природы характера человека и мира в целом. Выясняется специфика понимания Шопенгауэром сущности эмпирического и интеллигибельного, анализируется их зависимость друг от друга. Исследуются проявления характера на каждой стадии развития природы. Отдельно раскрывается значение разума как специфической познавательной способности, определяющей отличие человека от животного. Демонстрируется различие в трактовке разума в учениях Канта и Шопенгауэра, изучается аргументация Шопенгауэра. Ключевым тезисом второй части статьи является положение о том, что характер человека изменить нельзя, так же как невозможен переворот в самом существе воли.