Эволюционный поворот культурно-исторической психологии и теория когнитивных гаджетов: аналоги или гомологи?статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 апреля 2022 г.
Аннотация:Рассматриваются новые тренды мировой когнитивной психологии, которые концептуально,семантически или терминологически близки оригинальному учению Л.С. Выготского и работам его последователей. Предпринята попытка определить, в какой степени различные линии исследований культурного формирования или конструирования человеческой психики следует рассматривать как аналоги, т.е. принципиально эквивалентные результаты независимых друг от друга теоретических предпосылок. Предметом анализа в статье выбрана недавно опубликованная теория когнитивных гаджетов Сесилии Хейес (Cecilia Heyes, 2018). Согласно Хейес, когнитивные гаджеты представляют собой созданные случайной вариативностью и селективным ретроспективным отбором культурной эволюции умственные технологии. В то же время Хейес кардинально сокращает перечень когнитивных механизмов, которые базируются на генетических программах. К таким, по ее мнению, относятся социальная толерантность, селективное внимание к социальным стимулам, повышенная расположенность к ассоциативному научению и мощное развитие исполнительных функций. В отличие от доминирующей в настоящее время версии эволюционной психологии Хейес настаивает на том, что большинство уникально человеческих психологических способностей, которые принято рассматривать как генетически обусловленные когнитивные инстинкты, на самом деле являются когнитивными гаджетами. Исходя из данной перспективы, Хейес анализирует, в частности, имитацию, создание моделей психического состояния другого человека (mind reading) и речь.Сопоставление теории когнитивных гаджетов С. Хейес с наиболее перспективными направлениями роста современной культурно-исторической психологии приводит к заключению о том, что второй подход существенно опережает первый в ряде крайне значимых идей. В первую очередь, эволюционный поворот в развитии культурно-исторической психологии выдвинул на передний план тезис о проспективном, ориентированном на будущее, давлении эволюционного процесса вместо традиционного – ретроспективного отбора. Данный интеллектуальный ход позволил предложить программу исследований, посвященных человеческому потенциалу генерации избыточного разнообразия культурных преадаптаций, которые делают потенциально возможным эффективный ответ на неопределенность будущего.