Соблюдение правил общения онлайн и офлайн: межпоколенческий анализстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 ноября 2019 г.
Аннотация:Цифровое пространство — постоянно присутствующее измерение социализации совре-
менного человека. Согласно концепции “цифрового гражданства”, по мере развития цифрового об-
щества интернет “вбирает” и формирует новые правила общения и поведения. Целью данной работы
является сравнительный анализ оценки подростками, молодыми людьми и родителями подростков
соблюдения принятых в современном обществе правил общения как в реальной жизни (офлайн), так
и онлайн, а также выявление связи между оценками соблюдения этих правил и некоторыми представ-
лениями всех групп респондентов о причинах открытого выражения мнений и травли в интернете. Ис-
следование проводилось в 2018 г. в 17 городах восьми федеральных округов России. В опросе приня-
ли участие 1029 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, 525 подростков в возрасте от 12 до 13 лет, 736 мо-
лодых людей в возрасте от 17 до 30 лет и 1105 родителей 12–17-летних подростков. Респонденты оце-
нивали соблюдение правил в общении онлайн и офлайн, а также возможные причины предпочтения
онлайн в выражении своего мнения и агрессии. Было показано, что онлайн-общение во многом под-
чиняется тем же правилам, что и взаимодействие офлайн, но подростки (особенно мальчики) менее
склонны соблюдать любые правила общения. Расхождение в соблюдении правил в случае онлайн-
и офлайн-коммуникации также максимально у подростков, но не зависит от пола. Во всех группах не-
соблюдение правил общения онлайн связано с представлением о том, что интернет дает возможность
выплеснуть негатив и остаться безнаказанным. Предполагается, что, поскольку цифровая социализа-
ция происходит не в столь тесном контакте со взрослыми и часто без непосредственной обратной свя-
зи, личностное “взросление” подростков офлайн опережает онлайн. У взрослых же выработаны еди-
ные регуляторы в отношении общения, и разница офлайн и онлайн почти незаметна. Обсуждаются
практические рекомендации для социальных программ.