Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 ноября 2019 г.
Аннотация:В статье представлены результаты семантико-тематического анализа выпусков телевизионного ток-шоу «Пусть говорят» (сезон 2017 г.). Цель - выявить реальные ценностные предпочтения создателей и участников самой рейтинговой развлекательной программы Первого канала. Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение обеспечивает массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремится объединить общество на основе единых ценностей. Если программа «Пусть говорят», согласно своим установкам, выносит на обсуждение частные проблемы, которые волнуют всех без исключения россиян, есть резон обнаружить и осмыслить эти явные и косвенные проблемы, используя метод контент-анализа. Авторы предположили, что системообразующим ценностным понятием может оказаться семья в ее традиционном смысле. В результате изучения стенограмм всех эпизодов шоу 2017 г. гипотеза нашла подтверждение, также было обнаружено, что самыми употребляемыми в ток-шоу «Пусть говорят» стали слова «ребенок», «дети». При этом выявлен ценностный парадокс: «ребенок», оставаясь важным элементом нарратива, по сути, играет роль «макгаффина» (термин А. Хичкока): сам по себе ребенок не важен, но все хотят им обладать, он - инструмент достижения цели и главная причина конфликта между персонажами.