Красота спасет ли мир? Философские основания прекрасного в этике Ф.М.Достоевского и Н.Ф. Федорова (К 150-летию выхода в свет романа Ф.М. Достоевского "Идиот")статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 октября 2019 г.
Аннотация:В статье исследуются статус и этическое значение феномена красоты в философии Федора Михайловича Достоевского и Николая Федоровича Федорова. Соотносится идея Ф. М. Достоевского о спасении мира красотой с этикой и эстетикой проектов «философии общего дела»
Н. Ф. Федорова. Рассматривается практическая значимость прекрасного в условиях эволюционирующего мира (глобального эволюционизма) и
современной техногенной культуры, где пренебрежение константами
человеческой природы ставит под вопрос перспективы человека как родового существа. В основу статьи положены работы русских, российских и зарубежных авторов. При написании статьи использованы следующие методы: аналитический, компаративный, синтетический и, при
анализе творчества Н. Ф. Федорова, прогностический.
Новизна исследования заключается в том, что в идее о продолжении
миротворения человеком после сотворения мира Богом акцент с приоритета разума, то есть рационального подхода к мироустройству, который
подарил сегодня миру техногенную культуру и вместе с ней киборга и
постчеловека, смещен в сторону приоритета духовной составляющей человечества, то есть в сторону красоты духовной и вместе с ней – физической. Обращено внимание на общую ошибку – отдавать пальму первенства
красоте духовной, тогда как для успешного преображения эволюционирующего мира (активная эволюция) необходима красота не половинчатая, но
истинная, полная, равно и неразрывно соединяющая в человеке прекрасную
физическую форму и высоту духовного содержания, в идеале (по проекту
Н. Ф. Федорова) – красота физически неувядаемая, бессмертная.