Аннотация:Серия из могильника Нижняя Студенка-I, расположенного на юге Саратовской области и датируемого XIII-XIV вв. н.э. представляет особый интерес, так сельское население данного периода и территории, в отличие от городского, практически не представлено антропологическим материалом. Погребальный обряд унифицированный: безинвентарные одиночные погребения с ориентировкой покойного головой на юго-запад, деревянные гробы своеобразной конструкции. В погребальном обряде не прослеживается влияния ни мусульманских, ни христианских традиций. В золотоордынскую эпоху происходит активная миграция и колонизация этих, пустовавших ранее территорий земледельческим населением из самых разных регионов. Автор изучил материал из 130 погребений, в данной статье публикуются данные краниометрического исследования. На внутригрупповом уровне серии свойственна резко выраженная морфологическая неоднородность, которую показал проведенный компонентный анализ мужской части выборки по 15 краниометрическим признакам всех отделов черепа. По его результатам было выявлено четыре практически дискретных морфологических варианта внутри выборки, отличающихся между собой по форме черепной коробки, размерам лицевого скелета и выступанию носовой области. Далее изменчивость морфологии черепа погребенных была сопоставлена с топографией погребений могильника. Представители разных морфологических вариантов были помечены на плане могильника, и выяснилось, что только погребения представителей одного из четырех морфологических вариантов расположены дисперсно, а вот черепа остальных вариантов происходят из погребений, расположенных близко друг к другу и образующих четкие группы на плане. Для объяснения такого явления может быть предложено несколько версий: 1) семейно-родовая структура населения; 2) наличие в составе населения, оставившего могильник, групп разного происхождения;3) динамика населения во времени при разновременном использовании различных участков кладбища. Мы полагаем последние две версии наиболее вероятными, так как морфологические отличия слишком значительны, чтобы объясняться одним лишь семейным сходством. Кроме этого, несмотря на относительную унификацию погребального обряда могильника, есть основания предполагать сложный состав оставившего его населения, так данный регион представлял собой «пограничье» многих племен, где шли активные миграционные процессы. Межгрупповой анализ, проведенный с привлечением значительного числа выборок средневекового населения Восточной Европы, дополнительно подтвердил своеобразие рассматриваемой группы, которая занимает обособленное положение на графике анализа. Это заставляет отказаться от однозначного соотнесения исследуемого населения с какой-то определенной культурной общностью, будь то «славяне», «финно-угры» или «болгары». Можно констатировать, что серия из Нижней Студенки морфологически сильно отличается от выборок кочевого населения, населения золотоордынских городов Нижнего Поволжья, а также основной массы серий городского населения Волжской Булгарии. При этом наблюдается сходство с рядом групп сельского населения Волжской Булгарии домонгольского периода (включая те, где предполагается сильный финно-угорский компонент), а также некоторыми сериями восточных славян, также домонгольского времени. Интересно, что сходство наблюдается с группами из западной части ареала средневековых восточных славян.