Место издания:Международный фонд Н.Д. Кондратьева Москва
Первая страница:92
Последняя страница:94
Аннотация:ТРИ ОБЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННОСТИ РОССИИ
В статье [Захаров В.К. Общие исторические данности как императивы государственной политики современной России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. – М.: ИНИОН РАН, 2016. Вып. 11. Часть 3. С. 18-24] было дано общее описание гео-эко ценозной, геополитической, формационной, идеологической и культурной наличной устроенности России. Из этого описания был сделан вывод, что Россия обладает следующими тремя общими исторически сложившимися данностями: мировым своеобразием, внутренней хрупкостью и внешней уязвимостью. Эти общие исторические данности являются итогом всего предыдущего бытия страны.
В книге [Захаров В.К. Этот Новый Старый Мир. Будущее из прошлого. − М.: Издательский дом "Кислород", 2017] было изложено историко-шлейфовое представление о Человеческом Мире, согласно которому воспроизведение и обновление общественного бытия определяется отражением всего предыдущего бытия в общественной памяти, как сознательной, так и подсознательной. Поэтому указанные общие исторические данности России оказывают чрезвычайное влияние не только на её настоящее бытие, но и на её будущее бытие, т.е. являются императивами российской государственной политики.
Далее мы сосредоточимся на определяемой этими императивами государственной защитной политике.
ОБЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННОСТИ РОССИИ И ЗАЩИТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В статье [Захаров В.К. Три представления об экономической безопасности государства в широком смысле // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 6. № 11. С. 45-56] были описаны три опирающихся друг на друга представления о защитной государственной политике на разных временных промежутках:
1) популяционное (населенческо-пространственное) представление,
2) системное (устройственно-действенное) представление,
3) протекционное (угрозно-ответное) представление.
Относительно горизонта рассмотрения первое представление носит эпохальный характер, поскольку рассматривает безопасность на промежутках в несколько сотен лет, второе − стратегический характер, поскольку рассматривает безопасность на промежутках в несколько десятков лет, а третье − тактический характер, поскольку рассматривает безопасность на промежутках до двадцати лет.
Популяционное представление является основным и исходным по той причине, что государство в широком смысле, как субъект мирового бытия в огромной степени определяется его населением и его территорией.
Системное представление является надстроечным и вторичным, поскольку исторически сложилось так, что население, проживающее на некоторой территории, встроено в целостную действующую социальную систему, являющуюся субъектом мирового бытия, т.е. взаимодействующую и с природной средой, и с внешней надприродной мировой средой.
Протекционное представление является ещё более надстроечным и третичным, поскольку организованная государственно-социально система обеспечивает своё текущее и будущее существование во времени посредством охранных (угрозно-ответных) действий при возможном или действительном разрушительном воздействии внешних и внутренних природных и надприродных сред.
Поэтому эти представления относятся соответственно к защите основания государственно-социальной системы, к защите устроения этой системы и к защите движения этой системы в мировом историческом пространстве.
Мы далее сосредоточимся на защитной населенческо-пространственной государственной политике.
ЗАЩИТНАЯ НАСЕЛЕНЧЕСКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Согласно сказанному выше, населенческо-пространственная государственная политика может считаться эпохально, стратегически и тактически защитной, если: 1) у населения государства происходит размножительное порождение и воспитание потомства в каждом поколении и 2) происходит экстенсивно-интенсивное расселение прирастающего населения по доступной территории государства в каждом поколении.
Размножение населения и его расселение по территории государства определяются в огромной степени его географической, климатической и гео-эко ценозной устроенностью, а также социально-политической устроенностью.
Чрезвычайная разрозненность России в географическом, климатическом и гео-эко ценозном отношениях и чрезвычайная инфраструктурная несвязность её территории, сопровождаемая чрезвычайной широтной вытянутостью, северным положением внутреннего пространства и чрезвычайной протяжённостью трудно защищаемых границ, означает, что размножение населения и его расселение по территории России является чрезвычайно трудоёмким делом, требующим заботливой самостоятельной государственной политики по целенаправленному использованию хозяйственных ресурсов страны в силу скудного российского прибавочного продукта.
Следовательно, государственная власть в России должна, если не побуждать, то, по крайней мере, не подавлять воспроизводство двух указанных выше главнейших архетипов бытия российской популяции.
К сожалению, история России свидетельствует о противоположном поведении власти. Например, в царской России власть постоянно расширяла территорию государства, но одновременно с этим введением крепостного права препятствовала и естественному прирастанию коренного населения, и особенно его расселению по расширяющейся территории. Это разрушительное противоречие между интересами народа и интересами господствующего класса привело государство к катастрофе 1917 года.
Не лучше обстояло дело и в социалистическом Советском Союзе с его новым колхозным закрепощением сельского населения со стороны городского пролетариата и последующим вынужденным бегством крестьян в города, в которых невозможно размножительное порождение и воспитание потомства и из которых невозможно расселение по территории страны. Это пролетарское подавление двух главнейших архетипов бытия населения СССР в итоге привело государство к катастрофе 1991 года.