Аннотация:Примерно 80 лет назад Маргарет Мид и Грегори Бейтсон начали использовать кинематограф для антропологических исследований. С тех пор во всем мире растет число бифункциональных профессионалов, изучающих мир эстетическими средствами. Сейчас визуальная антропология широко известна как междисциплинарная деятельность, в методах и материалах которой заинтересованы многие специалисты, изучающие человека в контексте его социо-культурных и природных взаимосвязей. Но, помимо научных задач, визуальная антропология с успехом осуществляет и гуманитарную миссию, соблюдая принципы этической ответственности в фильмах, знакомящих публику с разнообразными, зачастую малоизвестными образами жизни людей.
На этих принципах и методах с 1991 года стали работать специалисты разного профиля, объединившиеся в Центр визуальной антропологии МГУ.
За четверть века был собран самый большой в стране архив фильмов о культурах мира, организованы международные фестивали «Камера-посредник», проведены семинары, конференции, выездные школы и мастер-классы. Бифункциональный подход, учитывающий интересы научного исследования и этико-эстетической коммуникации лег в основу авторской методики «созвучная камера». На ее основе проводится полевое исследовательское видеодокументирование старообрядческой культуры в разных регионах страны. После научного анализа и технической обработки в целях архивирования небольшая часть этих материалов входит в фильмы, репрезентирующие как отображаемую культуру, так и этические принципы межкультурной коммуникации. По теме старообрядчества создано около 20 фильмов, которые номинированы на многих международных и российских фестивалях, многократно показывались на тематических конференциях. Опыт комплексной деятельности Центра МГУ отражен более, чем 100 публикациях. В настоящее время результаты работы публикуются на сайте группы «Визуальная антропология» Музея землеведения МГУ, который планируется превратить в интерактивный сайт мультимедийного архива аудиовизуальной информации.
Несмотря на рост популярности идей и фильмов визуальной антропологии, наблюдающийся в последние годы, одним из препятствий более активному внедрению ее подходов в научно-образовательную, культурно-просветительскую и музейную сферы деятельности можно назвать отсутствие ассоциации специалистов и периодического интернет-журнала, публикующего рецензируемые фильмы. Освоение опыта NAFA (Северной ассоциации антропологических фильмов) поможет активизировать теоретическую полемику, формирование архивов, использование аудиовизуальных материалов, проведение конференций, фестивалей, мастер-классов, выездных школ.
Первостепенной целью является организация магистратур для подготовки визуальных антропологов, умеющих комплексно решать задачи: от исследования с помощью аудиовизуальных средств до работы с фильмами, репрезентирующими отображаемые культуры.