Аннотация:Основу интернет-стилистики составляют медиатексты особого типа (их можно назвать интернет-текстами), которые
отличаются как от классических текстов книжной культуры, так и от медиатекстов, функционирующих в традиционных
медиа (печать, радио, телевидение).
Интернет как новая коммуникационная среда приспосабливает под свои условия традиционные медийные жанры и
создает новые интернет-жанры. Был прослежен генезис новости (от кратких газетных сообщений до современной новости в
Интернете), построена прототипическая модель жанра и прослежена ее трансформация в новых медиа: композиционная
(«перевернутая пирамида»), структурная (гипертекстовость, кликабельность, мультимедийность, незавершенность),
выявлены новые, по сравнению с традиционной новостью, стилистические особенности (интенционально-нарративная
организация, подчеркнуто нейтральная стилистическая тональность, выбор речевых средств в зависимости от типологии
СМИ – качественных, массовых и желтых).
Если новость – это трансформированный жанр, то сетевой комментарий – это новый интернет-жанр. Были выявлены
стилистические особенности комментариев, построена их типология, намечены пути дальнейшего изучения интернеткомментария:
пользовательский и редакционный комментарий, структурная роль комментария в медиатексте и в форумах,
презентационная, рекламная, интенциональная функции комментариев и др.
Новость и комментарий – это компрессированные жанры интернет-коммуникации, максимально удовлетворяющие
информационные запросы современного общества, погруженного в новую медиакультуру, созданную современной
цифровой эпохой. В то же время в Интернете набирает популярность жанр лонгрида, который опровергает гипотезу об
экономии мыслительных и речевых усилий в современной коммуникации, но подтверждает конструктивный
стилистический принцип В. Г. Костомарова – чередование экспрессии и стандарта.
Изучение динамики норм в СМИ привело к формулированию новой научной концепции медийных норм и медийного
варианта современного литературного языка. Эта концепция представляется важной не только с позиций ортологии и
интернет-стилистики, но и с точки зрения когнитивной лингвистики, а также лингвобезопасности, поскольку они могут
способствовать познанию новых эффектов интернет-коммуникации, влияющей на массовое сознание, и не всегда
положительно.