Аннотация:Статья посвящена эссе «Лабиринт одиночества» (1950, 1959) – самому известному произведению Октавио Паса (1914–1998). «Лабиринт» занимает центральное место в многогранном творчестве поэта и являет характерный образец гибридного жанра, в наибольшей мере отвечающего специфике латиноамериканского мышления. Интерпретируя поворотные моменты истории страны, факты культуры и литературы, языковые формулы и поведенческие модели, обнаруживая таким образом архетипические структуры мексиканского сознания, Пас стремится разрушить некоторые национальные «мифы», но, помимо своей воли, дает им новую жизнь: литературная природа созданного им текста способствует возникновению мифов второго по- рядка, и они кристаллизуются в фигурах мачо и Малинче, в образах Конкисты и Революции, и, наконец, самого «лабиринта одиночества». Освещается история создания книги, выявляются ее идейные и текстуальные источники, раскрывается символика заглавия, отдельно говорится о влиянии французского контекста: эссе было написано летом 1949 г. в Париже, где поэт жил и работал в 1945–1951 гг. В приложении к статье приведен перевод главы, которую можно считать матрицей всей книги – «Мексиканские маски»: именно в ней Пас вводит ключевое для своей концепции понятие «Формы» и коррелирующий с ним образ маски, определяя с их помощью принцип, который задает ритм мексиканской истории, культуры, психологии – двойственность, диалектика подлинного и неподлинного, сокрытого и явленного, открытого и закрытого, одиночества и сопричастности.