Аннотация:В статье рассматриваются особенности периода поздней зрелости и разные представления о периодизации пожилых и старческих возрастов (Всемирная организация здравоохранения, И. Бернсайд, Н.С. Пряжников). Раскрывается структура психологического возраста (по Л.С. Выготскому), специфика развития в поздней зрелости и особенности социальной ситуации развития людей старших поколений, а также современные представления о старении как процессе не только инволюции и потерь, но и продолжающегося развития. Наибольшее внимание уделено особенностям задач развития в пожилых возрастах и тем сложностям, с которыми сталкиваются пожилые люди, пытаясь справиться с ними. Приводится краткий обзор позиций К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона, Р. Пека, Г.М. Брюгман, А.Г. Лидерса, Н.С. Пряжникова, Е.Е. Сапоговой, И.В. Шаповаленко, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др. относительно задач развития в поздней зрелости. Приведено сравнение задач развития ранних и поздних возрастов Г.М. Брюгман, где показано, что задачи старения хуже определены, менее последовательно упорядочены, а результаты решения задач развития менее предсказуемы, чем в случае с более ранними возрастами. В целом, можно сказать, что в пожилом возрасте актуальны не только задачи приспособления к различным изменениям темпа жизни, качества жизни, круга общения и пр. и преодоления негативных аспектов старения, но и задачи саморазвития. В качестве основной задачи развития в поздней зрелости предложено рассматривать достижение пожилым человеком собственной целостности / итегративности и нахождение смысла жизни.
Ключевые слова: пожилой возраст, задачи развития, развитие в старости, целостность, мудрость.