![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Участок реки Лена от поселка Мохсоголлох до Табагинского утёса является одним из самых затруднительных для судоходства на р. Лене. Здесь река, отрываясь от правого коренного скального берега, выходит в пределы Центрально-Якутской низменности, русло становится широкопойменным, песчаным, неустойчивым, разветвляется на системы рукавов и проток, по которым рассредотачивается сток воды, вызывая снижение транспортирующей способности потока и обусловливая аккумуляцию наносов. Рукава и протоки разделяются островами и осередками разных размеров. Русло характеризуется распространением мелководных перекатов, образующих сплошной перекатный участок. Многорукавное русло в пределах участка состоит из двух звеньев разветвлений - «разбоев» (местное название узлов разветвлений) - Покровского и Рассолода, переформирования которых происходят сопряженно, взаимосвязанно и, в свою очередь, в значительной мере определяют состояние русла и его деформации на смежном, расположенном непосредственно ниже по течению Якутском воднотранспортном узле с находящимися здесь портом Якутск, причалами Нижний Бестях, паромной переправой Якутск - Нижний Бестях, Жатайским ССЗ и другими предприятиями водного транспорта. Вместе с тем переформирования в Покровском «разбое» зависят от смещения и режима побочней и перекатов на коротком прямолинейном отрезке русла между г. Покровском и п. Мохсоголлох. На данном участке (п. Мохсоголлох - Табагинский утёс) происходят периодически повторяющиеся срывы гарантированных габаритов пути в меженный период, а судовой ход из-за повышенной неустойчивости русла, рассредоточения потока по рукавам и протокам, смещения побочней и осерёдков постоянно меняет своё положение. Несмотря на значительные объемы эксплуатационных дноуглубительных работ, не удается надежно обеспечить габариты пути и закрепить трассу судового хода в оптимальном состоянии для поддержания гарантированных глубин на перекатах и состояния русла на Бестяхско-Якутском участке ниже по течению. Это создает напряженное положение с завозом народнохозяйственных грузов по самой важной транспортной магистрали в Республике Саха (Якутия) как в Центральные районы республики, так и в районы Крайнего Севера, в том числе для горнопромышленных предприятий. Для обеспечения надёжности судоходной трассы и снижения эксплуатационных затрат на её содержание необходимо разработать рекомендации по оптимизации дноуглубительных и выправительных работ на затруднительном для судоходства участке реки Лены от п. Мохсоголлох до Табагинского утёса на основе выполнения научных исследований руслового режима и прогнозных оценок русловых деформаций. Подобное исследование здесь проводилось лишь в 1972 г. силами экспедиции научно-¬исследовательской лаборатории эрозии почв и русловых процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. За это время в русле произошли существенные изменения, и для разработки рекомендаций на современном уровне науки о русловых процессах и водных путях необходим новый цикл русловых научных исследований с применением новейших методов и аппаратуры.
The section of the river Lena from the village of mokhsogollokh to Tabagismo rock is one of the most difficult for navigation on the river. There's a river, looking from the right of the indigenous rocky coast out to the limits of the Central Yakut lowland, the channel becomes shirokopolosnykh, sandy, unstable, splits into a system of bags and duct, which garrisoned the flow of water, causing a decrease in transporting ability of stream and determining the accumulation of sediments. Branches and channels are separated by Islands and useridname different sizes. The channel is characterized by the distribution of shallow shoals that form a continuous erratic plot. Braided riverbed within the site consists of two units of branches - the "robberies" (the local name for nodes of branches) protection and Rassoloda, the reformation of which there are connected, interrelated and, in turn, largely determine the state of the channel, and it strain on adjacent, located directly downstream of the Yakut water transport node located the port of Yakutsk, Nizhny Bestyakh piers, ferry Yakutsk - Nizhny Bestyakh, Ratajski CVD and other water transport companies. However, the reformation of the intercession "robbery" depend on the bias mode pomocna and shoals in a short straight segment of the channel between Pokrovsky and G. p. mokhsogollokh. In this area (p. mokhsogollokh - Tabaginsky rock) occur periodically recurring breakdowns guaranteed path dimensions during the low-flow period, and channel due to increased channel instability, dispersal of flow along the sleeves and ducts, offsets and pomocna Oseledko constantly changes its position. Despite significant volumes of operational dredging, cannot reliably provide the dimensions of the path and to fix the alignment of the fairway in optimal condition for maintaining guaranteed depths in the shallows and condition of the riverbed on Bestyakhskoe-Yakut station downstream. This creates a tense situation with the delivery of various cargoes at the most important highways in the Republic of Sakha (Yakutia) in the Central regions of the Republic, and in the far North, including mining enterprises. To ensure the reliability of shipping routes and reduce operating costs for its maintenance it is necessary to develop recommendations for optimization of the dredging and wyprawionych work on a fix for the navigation of the river Lena from p. mokhsogollokh to Tabagismo rock through the implementation of scientific research channel mode and predictive estimates of channel deformations. A similar study was carried out here only in 1972 with the forces of the expedition research laboratory of soil erosion and channel processes, Moscow state University named after M. V. Lomonosov. During this time the channel has undergone significant changes, and to develop recommendations on the modern level of the science of fluvial processes and waterway required a new cycle of channel research with using the latest methods and equipment.
- гидрологическая и гидроморфологическая характеристика затруднительного участка; - описание существующих судоходных условий и проводившихся в пределах участка путевых работ с анализом их эффективности; - анализ русловых переформирований на участке и причин его затруднительности для судоходства; - описание предусмотренных в перспективной схеме мероприятий по коренному улучшению участка; - анализ возможных вариантов коренного улучшения судоходных условий на участке; - обоснование состава путевых мероприятий по коренному улучшению условий судоходства на участке; - проектные предложения по организации путевых работ; - генеральный план выправления русла на участке в масштабе 1:10000, на котором нанесены выправительная трасса и судовой ход, существующие и проектируемые выправительные сооружения, контуры прорезей и места отвалов грунта; - чертежи запроектированных сооружений и ведомость объемов выправительных и дноуглубительных работ;
Подобные исследования на этом участке р.Лены проводились в 1972 г. силами экспедиции научно-исследовательской лаборатории эрозии почв и русловых процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. За это время в русле произошли существенные изменения, и для разработки рекомендаций на современном уровне науки о русловых процессах и водных путях необходим новый цикл русловых научных исследований с применением новейших методов и аппаратуры.
- гидрологическая и гидроморфологическая характеристика затруднительного участка; - описание существующих судоходных условий и проводившихся в пределах участка путевых работ с анализом их эффективности; - анализ русловых переформирований на участке и причин его затруднительности для судоходства; - описание предусмотренных в перспективной схеме мероприятий по коренному улучшению участка; - анализ возможных вариантов коренного улучшения судоходных условий на участке; - обоснование состава путевых мероприятий по коренному улучшению условий судоходства на участке; - проектные предложения по организации путевых работ; - генеральный план выправления русла на участке в масштабе 1:10000, на котором нанесены выправительная трасса и судовой ход, существующие и проектируемые выправительные сооружения, контуры прорезей и места отвалов грунта; - чертежи запроектированных сооружений и ведомость объемов выправительных и дноуглубительных работ;
Контракт с гос. корпорациями, министерствами и ведомствами, кроме ФЦП, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2010-2020)» |
# | Сроки | Название |
1 | 15 декабря 2017 г.-20 декабря 2017 г. | Сбор исходных данных, анализ русловых переформирований. |
Результаты этапа: 1.Собраны и систематизированы исходные данные. 2.Анализ руслопереформирований за многолетний ряд наблюдений на основании выполненных русловых съемок и путевых работ. | ||
2 | 1 января 2018 г.-15 ноября 2018 г. | Научное обоснование стабилизации судового хода и разработка генерального плана дноуглубительных и выправительных работ для обеспечения надежности трассы судового хода. |
Результаты этапа: Приводятся заключительные результаты работы по оценке условий формирования, морфологии и динамики русла реки Лены на участке от пос. Мохсоголлох до Табагинского утеса. Обобщаются результаты сбора и систематизации исходных данных по гидрологическому и русловому режиму реки Лены в пределах среднего течения и непосредственно на исследуемом участке. Дается обзор выполненных ранее научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ. На основе проведенного комплекса инженерных изысканий сделана оценка современного состояния русла и его гидравлических характеристик в разные фазы водного режима. Одним из основных результатов работы стала адаптированная и откалиброванная по материалам полевых изысканий гидродинамическая модель пойменно-руслового комплекса, для чего использовалась двумерная гидродинамическая модель «STREAM_2D». Созданная численная модель позволила решить широкой спектр задач, связанных с расчетом и визуализацией различных гидрологических сценариев, моделированием русловых деформаций, обоснованием проведения дноуглубительных работ. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".