![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Руководствуясь задачами, поставленными в Программе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, и учитывая перспективу создания Якутского мультимодального транспортного коридора, сдачи в постоянную эксплуатацию Якутской железной дороги, строительства совмещенного моста через р. Лену, развития магистральных нефтегазовых трубопроводов требуется четкое понимание происходящих изменений в русловом режиме р.Лены. Участок долины р.Лены от пгт Мохсоголлох до Табагинского мыса расположен в непосредственной близости от Якутской агломерации, что обуславливает здесь высокую концентрацию транспортных, жилых, промышленных объектов и коммуникаций. Их безаварийное функционирование требует комплексного подхода к управлению русловыми процессами, разработки системы взаимосвязанных по своему воздействию на русло мероприятий с учетом требований и задач, стоящих перед различными водопользователями. В последние десятилетия здесь отмечаются целый ряд негативных тенденции в русловых переформированиях. В пгт Мохсоголлох с определенной периодичностью заносится наносами водозабор из-за смещения песчаных кос от вышерасположенного пойменно-островного массива, что создает затруднение с промышленным и водохозяйственным обеспечением поселка; многочисленные населенные пункты и прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья в ряде случаев подвергаются размыву. Участок реки Лены от пгт Мохсоголлох до Табагинского мыса является одним из самых затруднительных для судоходства на р. Лене. Здесь река, отрываясь от правого коренного скального берега, выходит в пределы Центрально-Якутской низменности, русло становится широкопойменным, песчаным, неустойчивым, разветвляется на системы рукавов и проток, по которым рассредотачивается сток воды, вызывая снижение транспортирующей способности потока и обусловливая аккумуляцию наносов. Рукава и протоки разделяются островами разных размеров и осередками. Русло характеризуется распространением мелководных перекатов, образующих сплошной перекатный участок. В результате здесь происходят периодически повторяющиеся срывы гарантированных габаритов пути в меженный период, а судовой ход из-за повышенной неустойчивости русла постоянно меняет свое положение. Это создает напряженное положение с завозом народнохозяйственных грузов по самой важной транспортной магистрали в Республике Саха (Якутия) как в Центральные районы республики, так и в районы Крайнего Севера. Другим важный аспектом проявления русловых переформирований на участке от пгт Мохсоголлох до Табагинского мыса является их сопряженность с переформированиями в расположенном ниже по течению Якутском водно-транспортном узле. В пределах последнего (от Табагинского до Кангаласского мыса) в 2016 г уже были проведены комплексные русловые исследования. На основе полученных полевых материалов, данных гидролого-морфологического анализа, результатов математического моделирования был предложен комплекс мероприятий, направленный на предотвращение или снижение негативного влияния русловых процессов на объекты жилой и хозяйственной инфраструктуры, дано научное обоснование комплексного управления руслом Лены с учетом его современной и прогнозируемой динамики. Одним из результатов данной работы стало обоснование дальнейших научно-исследовательских работ, направленных на устойчивое функционирование Якутского водохозяйственного и воднотранспортного узла. Особый акцент в последнем случае делается на то, что участок р. Лены в районе г.Якутска представляет собой лишь одно из звеньев сложной цепочки разветвлений, начинающихся выше по течению у п. Мохсоголлох. Их особенностью является взаимосвязь и предопределенность в развитии всех звеньев разветвлений русла на всем его протяжении, проявляясь в последовательном отражении происходящих изменений русла сверху вниз по течению. Выявленные закономерности русловых деформаций от Табагинского до Кангаласского мысов в значительной мере зависят от состояния русла и режима его переформирований в пределах разбоя (сложноразветвленного участка) Рассолода, который по своей морфодинамике аналогичен Якутскому разбою. В свою очередь разбой Рассолода и, соответственно, его влияние на нижележащий участок реки, во многом связан с переформированием русла, рассредоточением стока по рукавам и их периодическим развитием (обмелением и разветвлением) возле г. Покровска (Покровский разбой). На последний оказывают влияние смещающиеся сверху косы и отмели вдоль левого коренного берега, формирующиеся от левобережных пойменных массивов на перевале русла от правого берега к левому возле п. Мосхоголоох. Таким образом, комплексные русловые исследования на участке р.Лены от пгт Мосхоголооха до Табагинского мыса являются дальнейшим развитием программы изучения и управления русловыми процессами в пределах Якутского водного узла.
Guided by the objectives set in the Programme of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030, and given the prospect of creation of the Yakut multi-modal transport corridor, delivery of the continuous operation of the Yakutian railway, the construction of the combined bridge over the river Lena, the development of main oil and gas pipelines requires a clear understanding of the changes in Ruslanom the regime of the Lena river. Part of the valley of the river Lena from the village mokhsogollokh to Tabagismo Cape is located in the vicinity of the Yakut agglomeration, which leads here to a high concentration, transport, residential, industrial facilities and communications. Their safe functioning requires an integrated approach to bed management processes, development of systems are interrelated in their impact on the mainstream activities subject to the requirements and challenges faced by various water users. In recent decades, there were a number of negative trends in the channel reconfigurations. In town mokhsogollokh with a certain frequency is put into the sediment water intake due to displacement of sand spits from the upstream floodplain-island arrays, which creates difficulty with industrial and water security of the village; numerous settlements and the surrounding farmland in some cases are subject to erosion. The section of the river Lena from the village mokhsogollokh to Tabagismo Cape is one of the most difficult for navigation on the river.
1. Решение водохозяйственных, воднотранспортных, гидротехнических задач, связанных с научно-обоснованным управлением русловыми процессами и предотвращением негативных форм их проявления в пределах существующих и проектируемых транспортных, жилых, промышленных объектов и коммуникаций. 2. Обеспечение надежности судоходной трассы и снижения затрат на ее содержание, для чего требуется разработка рекомендаций по оптимизации дноуглубительных и выправительных работ на затруднительных для судоходства участках. 3. Разработка методов предотвращения негативных форм проявления русловых процессов в пределах Якутского водного узла путем анализа и прогнозирования русловой обстановки на вышележащем участке (пгт Мохсоголлох – Табагинский мыс).
Имеется большой опыт проведения аналогичных работ на крупнейших реках Российской Федерации
1. Решение водохозяйственных, воднотранспортных, гидротехнических задач, связанных с научно-обоснованным управлением русловыми процессами и предотвращением негативных форм их проявления в пределах существующих и проектируемых транспортных, жилых, промышленных объектов и коммуникаций. 2. Обеспечение надежности судоходной трассы и снижения затрат на ее содержание, для чего требуется разработка рекомендаций по оптимизации дноуглубительных и выправительных работ на затруднительных для судоходства участках. 3. Разработка методов предотвращения негативных форм проявления русловых процессов в пределах Якутского водного узла путем анализа и прогнозирования русловой обстановки на вышележащем участке (пгт Мохсоголлох – Табагинский мыс).
Хоздоговор, Программа комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 июня 2017 г.-1 декабря 2017 г. | Гидрологический мониторинг и анализ русловых переформирований на участках разветвленного русла реки Лены |
Результаты этапа: Анализ русловых процессов и разработка прогноза развития русла: - гидролого-морфологический анализ условий формирования и развития русла Лены в пределах рассматриваемых русловых разветвлений; - сопоставление водности рукавов с данными измерений прошлых лет; - определение современных темпов и направленности русловых деформаций - установление типов руслового процесса и механизмов его трансформации в условиях природного и антропогенного воздействия на руслоформирующие факторы; - разработка прогнозов и прогнозных оценок русловых деформаций в узлах разветвления и слияния рукавов, на перекатах, в местах расположения объектов жилой и хозяйственной инфраструктуры на период до 2030 г; - разработка программы дальнейшего гидрологического мониторинга (на период 2018-2020 гг |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".