ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ПсковГУ |
||
Проект направлен на изучение аффективной дифференцированности – системного, уровневого строения аффективной сферы, достигаемого в процессе индивидуального развития субъекта под влиянием социокультурных условий – в норме и при различных формах патологии (шизофрении, расстройствах настроения, нарушениях личности, зависимостях и др.). Предполагается разработка и апробация количественных (математических) методов, а также количественных способов обработки данных качественных методов изучения аффективной дифференцированности в норме и при различных формах патологии в целях улучшения возможности дифференциальной диагностики и прогноза адаптации пациентов. Кроме того, предполагается разработка и эмпирическая верификация классификации типов аффективной дифференциации, выявление их структурных и содержательных признаков для решения исследовательских и практических задач.
По результатам проекта будет опубликована серия статей и тезисов, в том числе, не менее 5 публикаций в ведущих российских и зарубежных научных изданиях. Будут разработаны и апробированы количественные (математические) методы, а также разработаны и апробированы количественные способы обработки данных качественных (проективных) методов изучения аффективной дифференциации в норме и при различных формах патологии. Будет разработан и апробирован в эмпирических исследованиях психологический инструментарий, направленный на оценку степени и качества аффективной дифференцированности в норме и патологии. Психологический инструментарий (методический комплекс) будет базироваться на интегративном подходе, будет включать в себя клинические, психодиагностические (опросниковые, тестовые, проективные и полупроективные техники), психосемантические, экспериментально-психологические методики и будет обладать удовлетворительными характеристиками валидности и надежности. Ряд методик будет разработан специально для настоящего проекта. На выборках условно здоровых лиц и больных с психическими расстройствами зрелого и подросткового возрастов будет проведено исследование диагностических и прогностических возможностей и ограничений разработанного психологического инструментария для оценки аффективной дифференцированности с позиций актуальных задач клинической психологии. Будет разработана и апробирована в эмпирических исследованиях обобщенная теоретическая клинико-психологическая модель аффективной дифференциации. Полученные результаты будут полностью оригинальны.
О.В. Митиной и И.В. Плужниковым (в рамках реализации проекта 14-06-00316, поддержанного РФФИ ранее) разработаны три оригинальных способа подсчета амбивалентности, альтернативных описанным в 1970-90-х годах в западной литературе по математической психологии: на основании произвольно устанавливаемого исследователем паттерна сочетаний значений доминирующего и конфликтующего отношений (параметризуемая модель); с учетом зависимой переменной, на которую направлено изучение влияния амбивалентности (функциональная или регрессионная модель); с использованием корреляционного анализа (Митина, Плужников, в печати). О.В. Митиной переведена, адаптирована, апробирована и валидизирована на русскоязычной выборке широко распространенная в зарубежной психологии полупроективная тестовая методика диагностики имплицитных позитивного и негативного аффектов (Implicit Positive and Negative Test, IPANAT) (Митина, Падун, 2015; Quirin, Wrobel, Mitina, et al., 2016). А.Л. Рыжовым разработаны методы качественной и количественной оценки ответов по проективным техникам (тест тематической апперцепции, фрустрационный тест) в целях определения ресурсов по преодолению конфликтных и противоречивых переживаний в норме и при психических расстройствах в зрелом и подростковом возрастах (Рыжов, 2005; 2011; 2012; 2014). Г.Е. Рупчевым (в рамках реализации проекта 14-06-00316, поддержанного РФФИ ранее) разработан и апробирован «Опросник на выявление уровня инкогерентности». (Рупчев, Алексеев, 2015). А.Ш. Тхостовым и И.В. Плужниковым (в рамках реализации проекта 08-06-00057, поддержанного РФФИ ранее) разработана, уточнена и эмпирически верифицирована концепция когнитивно-аффективного взаимодействия, сформулированная в рамках культурно-исторического подхода к эмоциям как к высшим психическим функциям (Тхостов, 1997; 1998; 2009; Плужников, 2010).
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 15 мая 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Анализ исследований, посвященных проблеме дифференциации аффективной сферы и разработка предварительной модели |
Результаты этапа: В 2017 году в рамках реализации поставленных в проекте задач были проведены следующие научные работы. Был проведен обзор существующих экспериментально-психологических, опросниковых, тестовых и проективных методов изучения эмоциональной (аффективной) дифференциации в норме и патологии в различных возрастах. Разработана предварительная психологическая модель эмоциональной дифференциации, включающая три оси: объем словаря эмоций, степень рефлексивности и степень диалектичности сознания. Проведена разработка и первичная апробация методики «Опросник эмоциональной дифференциации», включающей шкалы эмоциональной поляризации, эмоциональной индифферентности, эмоциональной сложности, эмоциональной амбивалентности, эмоциональной хаотичности. Каждая шкала поделена на подшкалы «черта» и «состояние». Опросник удовлетворяет минимальным психометрическим требованиями, но требует доработки и продолжения апробации. Предложен математический метод оценки степени эмоциональной дифференцированности на основе опросника ШПАНА. Показано, что эмоциональная дифференцированность связана не только со степенью интеграции полярных эмоциональных категорий, но и со степенью выраженности активационного компонента эмоций. Участниками проекта начато эмпирическое исследование влияния степени и качества аффективной дифференцированности на когнитивную продуктивность, качество жизни и социальное функционирование условно здоровых лиц. Проведено исследование подростков, вовлеченных и не вовлеченных в употребление наркотических веществ. Разработана и апробирована соответствующая методика. Показано, что надежным маркером наркотизации является категоричность суждения, отражающая поляризованный стиль отражения себя и окружающих. Произведена разработка и апробация на группах нормы и больных шизофренией методики (опросник, дополняемый полуструктурированным интервью) «Исследование противоречий», включающей пункты аффективных и социальных противоречий. Методика обладает удовлетворительными психометрическими показателями. Собрана и переведена в текстовый формат первичная база данных протоколов рассказов по таблицам теста тематической апперацепции подростков, с различными расстройствами психики и поведения, а также нарушениями развития. Разработана схема анализа материалов. Все заявленные на 2017 год задачи были выполнены в полном объеме. Все результаты являются новыми и получены впервые. | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Разработка и апробация количественные способы обработки данных качественных методов изучения аффективной дифференциации |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 марта 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Методы исследования соотношения аффективной дифференцированности и когерентности в норме и патологии |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".