Формирование комплексного методологического подхода к исследованию закономерностей и особенностей морфологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности как основных составляющих здоровья современной студенческой молодежиНИР

Formation of a comprehensive methodological approach to the study of general patterns and features of the morphological status, functional state and physical fitness as the main components of the health of modern students

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Интегративное исследование особенностей морфофункционального статуса, психофизиологического состояния и физической подготовленности как основных составляющих здоровья студентов
Результаты этапа: Результаты, полученные на основе анализа материалов многолетних исследований физической подготовленности студентов I-II курсов МГУ имени М.В. Ломоносова в течение 30-летнего периода (1989-2019 гг.), продемонстрировали динамику изменений в отдельных тестах, характеризующих основные физические качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, скоростно-силовую подготовку. Уровень достижений студентов, характеризующих различные стороны физической подготовленности, в различные годы подвержен разнонаправленным изменениям. Однако во всех видах испытаний, как у юношей, так и у девушек отмечается ухудшение результатов в 1993 г. Проведён анализ результатов тестирования по отношению к действующим (2019 г.) нормативам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Выявлено, что нормативы действующего комплекса ГТО, введённого в 2014 г. и скорректированного в 2019 г., в основном достаточно объективны и соответствуют уровню физической подготовленности современной студенческой молодёжи. Изучено влияние морфофункциональных показателей на результаты тестирования физической подготовленности студентов, отнесённых к трём гомогенным группам, характеризующимся низкими, средними и высокими значениями роста (длины тела). Наиболее высокие значения производных показателей деятельности кардиореспираторной системы (УО и МОК), отмечались в группе испытуемых среднего и низкого роста, оптимальный индекс Пинье обнаружен у студентов среднего роста, при этом значения интегрального показателя «Адаптационный потенциал» наиболее благоприятны у студентов высокого роста за счет более низких значений ЧСС. Корреляционный анализ выявил достоверную зависимость скоростно-силовых характеристик от массы тела и конституциональных особенностей. Обнаружены достоверные связи между результатами в подтягивании, прыжках в длину с места и силой кисти. Проанализированы данные, характеризующие морфофункциональное состояние студентов с использованием альтернативных методов диагностики. В частности, в работе было подтверждено, что методика миофасциографии позволяет объективно определить области гипо/гипертонуса или гипо/гипертрофии мышц испытуемого, что дает возможность индивидуального подхода к тренировочному процессу. Результаты исследования ряда характеристик двигательных, когнитивных функций и психологической саморегуляции как показателей здоровья обнаружили, что скоростные характеристики и двигательных, и когнитивных функций были выше у обследованных студентов-юношей по сравнению с девушками, причем это не было связано с уровнем их спортивной квалификации. В то же время произвольная регуляция двигательных функций была эффективнее у девушек, чем у юношей. Когнитивная гибкость как показатель произвольной регуляции познавательных процессов была выше у юношей по сравнению с девушками, а также – у студентов, имеющих спортивную квалификацию, независимо от пола. Результаты изучения психологической саморегуляции у студентов, занимающихся спортивной гимнастикой, выявили различия, связанные с полом испытуемых: обнаружено, что одна из составляющих психологической саморегуляции – саморелаксация – эффективнее у юношей по сравнению с девушками вне зависимости от уровня спортивной квалификации. Продемонстрирована вариабельность показателей когнитивных функций, связанная с особенностями межполушарной организации основных анализаторных систем: скоростные характеристики когнитивных процессов, различаются в зависимости от латеральной организации моторных мануальных функций, а регуляторные составляющие – моторных мануальных и слухоречевых функций. Обобщение данных, представленных в современной литературе по проблеме влияния ряда специфических для городской среды факторов на психическое здоровье и благополучие жителей городов, включая студентов, послужило основанием для заключения о том, что на психическое здоровье студентов воздействует комплекс экологических факторов. Основными последствиями этого воздействия являются повышение стресса, утомляемости, раздражения, снижение эффективности когнитивного функционирования, нарушения сна, появление или усиление тревожной и депрессивной симптоматики, манифестация или осложнение протекания психических расстройств. По материалам научно-исследовательской работы, полученным на этапе 2021 года, опубликованы 15 статей, 2 учебных пособия, сделано 8 докладов на научных конференциях разного уровня.
2 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Анализ взаимосвязей отдельных показателей морфофункционального статуса, физической подготовленности, психофизиологических индикаторов функционального состояния и факторов, влияющих на их изменения
Результаты этапа: На этапе НИР 2022 года проводились исследования по трем направлениям. Полученные материалы позволили выявить существование достоверных взаимосвязей основных показателей морфофункционального статуса, физической подготовленности, психофизиологических индикаторов функционального состояния студентов, что является основанием для формирования междисциплинарного методологического подхода к анализу здоровья в целом. На практике использование данных о выявленных взаимосвязях может заключаться, в частности, в обоснованном применении проанализированных в работе показателей для оценки текущего морфофункционального и психофизиологического состояний студента, отражающих уровень здоровья. Изучены отдельные факторы, влияющие на изменения рассматриваемых показателей, учет которых может стать основой индивидуализированной оценки основных компонентов здоровья студентов, а также сопровождения их в процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая выступает практически значимой составляющей мероприятий по поддержанию здоровья и повышению эффективности академического учебного процесса. На основе анализа литературных данных и полученных на этапе 2022 года эмпирических результатов по направлению «Особенности морфофункционального статуса студентов и определяющие его факторы» выявлены взаимосвязи между уровнем активности симпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции функций, который был оценен методом математического анализа ритма сердца по совокупности показателей, с одной стороны, и интегративным показателем «Уровень функционального состояния», с другой. Обнаружено, что чем выше степень симпатического влияния на регуляцию сердечного ритма, тем ниже последний показатель, что указывает на сниженное функциональное состояние. С учетом сведений, имеющихся в литературе, и представлений о том, что оценка процессов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы по показателям вариабельности сердечного ритма является одной из составляющих донозологической диагностики здоровья на физиологическом уровне, обнаруженные в настоящей работе взаимосвязи указывают на значимую роль соотношения вкладов двух отделов вегетативной нервной системы в обеспечение оптимального текущего функционального состояния студентов. Продемонстрировано отрицательное влияние вынужденной гиподинамии во время пандемии COVID-19 и дистанционного режима обучения на морфофункциональные показатели студентов и их физическую работоспособность. Данное заключение основано на сопоставлении результатов антропометрии и оценки морфофункционального статуса студентов, обследованных в 2018 и 2022 гг. Показатели испытуемых 2018 г. значимо превосходят результаты студентов 2022 года. В рамках направления «Взаимосвязи морфофункционального статуса и физической подготовленности студентов» обнаружено влияние такого морфологического признака, как вес испытуемых на результаты тестирования физической подготовленности, а также на ряд функциональных показателей. На практике полученные результаты могут найти применение в индивидуализированном подходе не только к оценке уровня физической подготовленности студентов, но и к процессу её совершенствования. Анализ зависимости силы удара от уровня физической подготовленности начинающих боксеров показал, что на силу удара обеих рук в большей степени влияют росто-весовые параметры и силовые показатели, выявленные при жиме штанги. Скоростно-силовые показатели работы ног также достоверно связаны с результатами ударов правой и левой руками. При этом, скоростно-силовые возможности мышц туловища достоверно связаны только с силой удара правой руки. Обобщение теоретических данных, представленных в литературе, и полученных в настоящей работе эмпирических материалов по направлению «Особенности произвольной регуляции в психической сфере у студентов с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности, пола и латеральной организации моторной и сенсорных систем» позволило подтвердить эффективность комплексного анализа характеристик регуляторной сферы психики студентов. Было обнаружено наличие связей таких регуляторных характеристик, как самоконтроль (когнитивный и аффективный), саморелаксация и самомотивация с рядом индивидуально-психологических особенностей, изученных на модели соревновательной деятельности студентов-спортсменов: с соревновательной эмоциональной устойчивостью, с соревновательной мотивацией, психологической стабильностью и помехоустойчивостью. Прослеживались определенные различия регуляторных особенностей у спортсменов разных специализаций. Различались регуляторные составляющие двигательных, когнитивных функций и психологическая саморегуляция у занимающихся гимнастикой студентов-спортсменов разного пола и уровня квалификации. Юноши и девушки с более высоким уровнем спортивной квалификации независимо от пола характеризовались лучшими возможностями произвольного ускорения двигательных функций и более высокими показателями когнитивной гибкости. В обследованной выборке студентов спортивного вуза (имеющих разную спортивную специализацию) определены особенности латеральной организации моторных и сенсорных функций, заключающиеся в выраженном преобладании правосторонних признаков асимметрии в мануальной системе в сочетании с разнообразием латеральных признаков в сенсорной сфере. Обнаружено, что данные особенности являются фактором, влияющим у обследованных спортсменов на показатели соревновательной эмоциональной устойчивости, самоконтроля, стабильности и помехоустойчивости, спортивной саморегуляции, самомотивации и соревновательной мотивации. Перечисленные показатели произвольной регуляции повышаются по мере «накопления» правосторонних признаков асимметрии в моторной мануальной системе, а также в латеральном профиле в целом. Практическое значение полученных данных может состоять в их учете при индивидуализированном сопровождении не только студентов-спортсменов, но и в учебном процессе в целом. Таким образом, результаты НИР этапа 2022 года подтвердили положение о том, что организм человека представляет собой сложную многокомпонентную систему, в которой на разных уровнях протекают процессы различного типа, и что здоровье конкретного индивидуума не может быть охарактеризовано каким-то одним признаком. Специфика проявлений каждого из показателей зависит от индивидуальных особенностей человека. Представленные материалы могут быть использованы для обоснования интегративного подхода к выявлению качественно нового уровня взаимоотношений систем регуляции морфофункциональных, психофизиологических и психических функций организма человека в зависимости от влияния различных факторов. По материалам научно-исследовательской работы, полученным на этапе 2022 года, опубликованы 12 статей, 1 учебное пособие, сделано 7 докладов на научных конференциях разного уровня.
3 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Теоретическое и эмпирическое обоснование использования педагогического, психологического и физиологического методологических подходов к исследованию закономерностей и особенностей морфологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности как основных составляющих здоровья
Результаты этапа: В соответствии с темой этапа 2023 года НИР состояла из двух основных разделов: теоретического и эмпирического. В теоретическом рассмотрены общенаучные принципы исследования, общие представления о методологическом подходе и его виды в конкретных научных исследованиях, проанализировано соотношение теоретического и эмпирического анализа исследовательской проблемы, обосновано значение обобщения результатов эмпирического исследования для формулирования теоретических положений. Продемонстрирована важность для любого исследования наличия корректного понятийного аппарата изучаемой области явлений. В качестве примера проанализировано понятие «Физическая культура», которое используется не только при оценке компонентов здоровья условно здорового студента, но и при характеристике рационального двигательного режима, способствующего поддержанию оптимума здоровья. Проведенный анализ ряда методологических подходов послужил основанием для включения их в комплексный подход, который предлагается использовать при исследовании здоровья студентов. В него входят подходы, в большей мере специфичные для физиологии, педагогики и психологии. Теоретическое обоснование комплексного подхода исходит из представлений о том, что здоровье является сложным явлением и включает в себя не только отсутствие болезней, но и оптимальной физическое, психическое, психологическое и социальное здоровье. Физиологический подход к исследованию здоровья предполагает изучение особенностей морфологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности человека с использованием физиологических методов. Этот подход является основополагающим для изучения здоровья, поскольку физиологические параметры организма отражают многообразие его функций и состояний. Физиологический подход основан на изучении физиологических показателей организма и их взаимосвязи с общим состоянием здоровья. Состояние здоровья индивида определяется адаптационными возможностями, функциональными резервами, особенностями регуляторных систем организма на физиологическом и психологическом уровнях. Наряду с физиологическим в комплексный подход, используемый в настоящей работе, входит совокупность методологических подходов, применяемых в педагогике и психологии. Она, в свою очередь, состоит из системного, деятельностного, личностного, полисубъектного (диалогического), индивидуального и других. В частности, использование системного подхода (который является общенаучным) подразумевает анализ внутренних и внешних связей и взаимоотношений исследуемого объекта, изучение всех его элементов с учетом их места и функций в нем, что присуще и физиологическому подходу, рассмотренному выше. Поскольку в настоящей работе здоровье студентов анализируется с учетом влияния на него фактора физкультурно-спортивной деятельности (ФСД), исходили из представлений о том, что одним из важных показателей здоровья и функциональных возможностей студентов является физическое развитие, которое определяется состоянием основных тканей организма, формами и размерами тела и его отдельных частей, функциями организма. Обобщены данные, представленные в литературе относительно возможности использования ряда морфологических признаков в совокупной характеристике текущего состояния студентов, а также в качестве предикторов изменений здоровья. В настоящей работе углубленно рассмотрен такой морфологический признак, как масса тела. Его анализ становится всё более актуальным, учитывая, что в настоящее время увеличение массы тела и, в частности, у юношей и девушек студенческого возраста, весьма распространено. Литературные данные свидетельствуют о том, что по сравнению с традиционным определением соотношений массы и роста более информативной является оценка компонентного состава тела. Являясь характеристикой морфологической конституции, компонентный состав тела отражает состояние обменных процессов в организме и может служить своеобразным предиктором развития различных патологических состояний, что входит в круг вопросов изучения здоровья. Важное заключение, сделанное на основе анализа материалов, представленных в литературе, состоит в том, что студенты с низким уровнем здоровья имеют большее содержание жировой ткани в организме; что на компонентный состав тела эффективно влияют программы силовых и интенсивных функциональных тренировок. На этапе 2023 года значение комплексного подхода к изучению здоровья было проанализировано в ходе нескольких серий эмпирических исследований. Одна из них была посвящена выявлению закономерностей изменений морфологических показателей студентов в процессе ФСД, оценке вклада указанных изменений в обеспечение оптимального уровня физической подготовленности и здоровья в целом. Проводились изучение морфофункционального статуса и оценка ряда физических качеств с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности студентов. Для получения объективной информации о состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечного тонуса студентов и спортсменов применялся метод миофасциографии. Были обследованы студенты-спортсмены не ниже 2 разряда (10 баскетболистов, 12 самбистов, 12 боксеров и 8 легкоатлетов) в возрасте 18-20 лет и 74 студента того же возраста, относящиеся к основной медицинской группе, не имеющие спортивной квалификации. Полученные в пилотажном исследовании данные подтверждают известный факт того, что квалифицированные спортсмены обладают высокой физической работоспособностью, определяемой по тесту PWC170. Наиболее высокая физическая работоспособность среди спортсменов выявлена у баскетболистов. Анализ физических качеств обнаружил значимо более высокие результаты оценки силы у самбистов, а быстроты – у боксеров. Все морфофункциональные характеристики в группе легкоатлетов, боксеров, самбистов, баскетболистов имеют свои особенности, но достоверно выше средних показателей группы студентов, не занимающихся спортом. Результаты исследования в целом свидетельствуют о том, что у спортсменов достоверно более эффективно и экономно осуществляется деятельность кардиореспираторной системы и систем регуляции. Выявлены показатели, которые в наибольшей степени характеризуют состояние сердечно-сосудистой системы и систем регуляции функций организма студентов-спортсменов и не спортсменов, кроме того обнаружены значимые связи между показателями. Полученная первичная база данных исследуемых морфофункциональных показателей спортсменов может послужить основой в качестве ориентиров развития для студентов, занимающихся избранными видами физкультурно-спортивной деятельности. При сравнительном анализе усредненных миофасциограмм студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, в шейном (CIV-CVII) и в поясничном (LI-LIII) отделах позвоночного столба спортсменов обнаружены достоверно или статистически значимо более высокие показатели миофасциограмм, что позволило выделить зоны рабочей гиперфункции и гипертрофии соответствующих мышечных групп у студентов-спортсменов по сравнению с не спортсменами. Результаты применения методики миофасциографии выявили регионы асимметрии, гипо/гипертонуса или гипо/гипертрофии мышц испытуемого, что дает возможность индивидуального подхода к тренировочному процессу студента. Исходя из литературных данных, свидетельствующих о значении сохранности регуляторных функций для психического и психологического здоровья человека, а также для обоснования возможностей использования психолого-педагогического методологического подхода к изучению здоровья проведена другая серия эмпирического исследования, основанная на применении индивидуального подхода к изучению регуляторной сферы психики. Последняя рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов, подчиненных осознаваемому процессу целеполагания и целеосуществления. Для характеристики психической активности человека, направленной на достижение целей и обеспечение произвольной регуляции деятельности, в зарубежной литературе используется термин «управляющие функции» (executive functions). Их изучение в отечественной психологии восходит к трудам А.Р. Лурия, который рассматривал управляющие функции более широко и связывал их с деятельностью лобных структур мозга, обеспечивающих программирование, избирательную регуляцию и контроль поведения. При оценке регуляторных возможностей выделяют различные компоненты регуляции. Существуют индивидуальные различия регуляторной сферы психики человека. К мозговым механизмам этих различий наряду с деятельностью лобных долей относят межполушарное взаимодействие и межполушарную асимметрию мозга, которые отражаются в признаках латеральной организации моторной и сенсорных систем. В настоящем исследовании моделью, позволяющей изучить особенности регуляторной сферы психики, была выбрана спортивная деятельность, поскольку она предъявляет высокие требования к регуляторным возможностям. Цель данной серии эмпирического исследования состояла в выявлении индивидуальных различий регуляторной сферы, связанных с межполушарной функциональной асимметрией, у высококвалифицированных спортсменов. Использованные методики были представлены двумя блоками: 1) методиками определения признаков моторной и сенсорной асимметрии (которые выступают внешним проявлением межполушарной асимметрии в анализаторных системах); 2) методиками оценки регуляторных функций по субъективным и объективным показателям. Выборка состояла из высококвалифицированных 50 спортсменов (КМС и МС), являющихся студентами Российского университета спорта (ГЦОЛИФК) в возрасте от 18 до 23 лет. Участники исследования занимались легкой атлетикой и плаванием. Определение признаков функциональной асимметрии продемонстрировало, что в мануальной моторной системе у представителей данных специализаций обнаружено существенное преобладание правосторонних латеральных признаков при отсутствии симметричных. В слухоречевой и зрительной сенсорных системах правосторонняя асимметрия также преобладала, но в меньшей степени, и сочеталась не только с левосторонней, но и с симметричной организацией функций. Анализ ряда компонентов регуляторной сферы, оцененных по субъективным и объективным данным, у высококвалифицированных спортсменов выявил то, что они различаются в зависимости от характеристик функциональной асимметрии. Объективные оценки регуляторных функций оказались чаще связанными с латеральной организацией слухоречевой и мануальной систем, а субъективные – слухоречевой и зрительной. Отмечено значение слухоречевой асимметрии для проявления особенностей регуляторной сферы на субъективном и объективном уровнях. Результаты проведенной работы могут послужить основанием для индивидуализации сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов и основного академического учебного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций. В целом, теоретические и эмпирические материалы, полученные на этапе 2023 года, подтверждают эффективность использования комплексного междисциплинарного подхода для достижения поставленной в работе цели.
4 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Комплексный методологический подход к оценке здоровья студенческой молодежи для построения концептуально-универсальной модели здоровья современного студента и эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Результаты этапа: На этапе научно-исследовательской работы 2024 года продолжены эмпирические исследования на основе комплексного методологического подхода к оценке здоровья студенческой молодежи для накопления материала, который может быть использован при построении концептуально-универсальной модели здоровья современного студента и эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Цель исследований – анализ эффективности использования совокупности педагогического, психологического и физиологического методологических подходов в эмпирических исследованиях основных компонентов здоровья студента с учетом влияющих на них факторов. Объект исследования – компоненты здоровья условно здоровых студентов высшего учебного заведения, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности. К принципам, характеризующим педагогический подход, относится индивидуализация или персонификация образовательного процесса. Физическое воспитание делает существенный вклад в проблему укрепления здоровья студентов при помощи двигательной активности, реализуемой в разных формах физкультурно-спортивной деятельности. Одной из характеристик физического состояния человека является физическая подготовленность. Литературные данные свидетельствуют о том, что оценивание физической подготовленности занимающихся часто проводится без учета физических, морфологических, психологических особенностей учащейся молодежи. Для обоснования значения персонифицированного подхода к оценке физической подготовленности студентов проведено эмпирическое исследование. Его цель состояла в анализе связей между результатами тестирования физической подготовленности студентов, их морфофункциональными особенностями, с одной стороны, и весоростовыми показателями на основании индекса массы тела (ИМТ), с другой. В исследовании участвовали студенты мужского пола (n=133), у которых учебные занятия по физической культуре основывались на различных видах спорта. Статистическая информация по выбранному признаку (ИМТ) была систематизирована по 3 группам: показатели, указывающие на дефицит массы тела; нормальные показатели; значения, свидетельствующие об избыточной массе. Результаты исследования обнаружили, что 80% обследованных имеют нормальный весоростовой индекс. Дефицит массы тела имеют 8% испытуемых, избыточную массу тела – 12 %. Анализ различий показателей физической подготовленности у студентов с разными ИМТ выявил, что в беге на 30 м лучшие результаты показывают студенты, имеющие нормальные весоростовые индексы, а худшие – имеющие избыточную массу. В челночном беге, который требует проявления как скоростных качеств, так и координации движений в сочетании с ловкостью, достижения студентов с высокими и низкими показателями ИМТ хуже, чем у тех, кто имеет нормальные показатели. В прыжках в длину с места лучших результатов добиваются испытуемые, имеющие индекс массы тела в норме, а худшие – избыточную массу. В подтягивании на перекладине более высоких показателей добиваются те, кто имеет низкие или нормальные показатели индекса. Гибкость улучшается в соответствии с увеличением ИМТ. Анализ соотношений морфологических признаков и показателей ИМТ обнаружил, что лица с высокими значениями ИМТ имеют более высокий рост (длину тела) и более высокие показатели массы. При этом наиболее низкий рост имеют студенты с нормальным индексом массы тела. Жизненная емкость легких у представителей различных групп ИМТ практически не различается. Показатели динамометрии правой и левой рук несколько больше в группах, имеющих более высокие показатели ИМТ. Им значимо уступают в результатах студенты с дефицитом весоростового показателя. Процент костной ткани более высок у тех, кто имеет дефицит массы тела по сравнению с имеющими избыточную массу. У последних зарегистрирован наименьший процент мышечной и наибольший - жировой массы. Более высокие значения частоты сердечных сокращений в покое, показатели артериального давления и минутного объема крови зарегистрированы у лиц, имеющих нормальные и избыточные показатели ИМТ. Индивидуализированная составляющая педагогического подхода к оценке физической подготовленности населения в определенной мере реализуется в государственных документах по оцениванию физической подготовленности населения Российской Федерации, к которым относится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Однако они формулируют общие положения, которые не действуют в процессе физического воспитания студентов в вузах. Исходя из задач настоящего этапа исследования, был проведен анализ содержания этого документа на соответствие принципам индивидуализированного подхода к оценке физической подготовленности населения. Для анализа научной обоснованности коррекций нормативов комплекса ГТО, внесенных в 2023 году, было рассчитано их процентное соответствие общепринятым критериям доступности выполнения нормативов по сравнению с ранее действовавшим комплексом. Обнаружено, что разработанные нормативы в большинстве случаев не соответствуют заявленным критериям и имеют хаотичный разброс трудности от 0 до 33%, а не в пределах 1,5-2,0% по общепринятым критериям. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что при обновлении нормативных требований утвержденного в 2023 г. комплекса ГТО за основу была принята физическая подготовленность лиц, уже готовых к выполнению нормативов, а не реальная физическая подготовленность населения РФ, что не позволяет считать разработанные нормативы, учитывающими индивидуальные особенности. На настоящем этапе НИР также изучена специфика персонифицированного подхода к оценке физической подготовленности в зависимости от условий проведения учебных занятий. С учетом того, что предметным содержанием занятий по физическому воспитанию является комплекс физических упражнений, который во многом определяется организационными условиями их применения (стадион, спортивная площадка, спортивный зал, тренажёры и т.д.), было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось выявление положительного или отрицательного действия занятий по программе общей физической подготовки на отдельные стороны физической подготовленности студентов, занимающихся в период всего учебного года в легкоатлетическом манеже или на открытых спортивных площадках. В исследовании принимали участие 60 студентов 1–2-х курсов МГУ (девушки и юноши основной медицинской группы). Тестирование физической подготовленности проводилось в начале и конце учебного года. Полученные результаты позволили установить, что студенты, круглогодично занимающиеся физической культурой на открытых спортивных площадках, имеют незначимо худшие результаты тестирования по отдельным видам испытаний, но лучшие показатели в беге на выносливость, что свидетельствует о возможности применения индивидуализированного подхода в методике занятий в различных организационных условиях. Физиологический подход к анализу здоровья студентов основан на изучении объективно зарегистрированных физиологических показателей организма, которые отражают многообразие его функций и состояний. Учитывая значение сердечно-сосудистой системы для обеспечения адаптационных возможностей человека и его здоровья, на настоящем этапе работы была проведена серия исследований по сопоставлению результатов выполнения ортостатической пробы и характеристик вариабельности сердечного ритма. Задача серии состояла в выявлении особенностей реакции на ортостатическое воздействие с учетом вида физкультурно-спортивной деятельности студентов. В исследовании участвовали 53 юноши-спортсмена высокого уровня (студентов различных факультетов МГУ) со специализацией по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике, боксу и самбо. На основании обобщения результатов математического анализа ритма сердца при ортостатическом воздействии были описаны типы вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, специфичные для представителей изученных спортивных специализаций. Во всех группах студентов-спортсменов выявлен смешанный тип регуляции, однако можно охарактеризовать условно крайние типы регуляции. У легкоатлетов наблюдается более выраженный вклад парасимпатического отдела ВНС в регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы, что определяет высокую физическую подготовленность и способность к восстановлению после нагрузок. У самбистов выявлено более выраженное влияние симпатического отдела ВНС в регуляции сердечного ритма, что обеспечивает их высокую физическую работоспособность и возможность быстрой адаптации к стрессовым ситуациям во время соревнований. У студентов-спортсменов других специализаций наблюдаются промежуточные типы регуляции. Так, у баскетболистов – смешанный тип, сочетающий парасимпатические и симпатические влияния в относительно равной степени. У студентов-боксеров – также смешанный тип, но с определенным преобладанием симпатической активности, что является необходимым условием для единоборств, т.к. способствует их высокой физической работоспособности и быстрой адаптации к стрессовым ситуациям. Гимнасты также характеризуются смешанным типом регуляции, но с преобладанием парасимпатического отдела в регуляции вегетативных функций, что обеспечивает способность к восстановлению. Используя данные о типах регуляции ВНС и морфофункциональных параметрах юношей-спортсменов в зависимости от их специализации, полученные в наших исследованиях, педагог может разрабатывать индивидуальные программы физкультурно-спортивной деятельности, учитывающие особенности каждого студента. Например, студенты с преобладанием симпатической активности могут нуждаться в большем количестве восстановительных и релаксационных упражнений, в то время как студентам с преобладающей парасимпатической активностью в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы требуются более интенсивные и активные занятия. Для выявления факторов, определяющих наиболее важные параметры функционального и физического состояния студентов, был проведен факторный анализ данных, полученных в другой серии эмпирического исследования. Выявлены три основных фактора. В первый фактор вошли в основном антропометрические показатели. Во втором факторе сгруппированы доминирующие характеристики гемодинамики. Третий фактор включил в себя показатели физической подготовленности и работоспособности. Обнаружены различия переменных, входящих в указанные факторы, которые были связаны со спортивной специализацией обследованных студентов. Для группы легкоатлетов доминирующими являются особенности вегетативной регуляции функций и коэффициент выносливости. Схожее распределение главных компонент выявлено и для пловцов с включением некоторых дополнительных показателей. Для гимнастов ведущими являются переменные, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы, силовые показатели, эффективность внешнего дыхания. Для футболистов основным отличием от общей выборки является значение показателей регуляции вегетативных функций. Структура факторов, определяющих функциональное состояние студентов, специализирующихся в боксе, имеет некоторые особенности, связанные со спецификой этого вида спорта. Результаты факторного анализа морфофункциональных показателей могут стать важным инструментом для индивидуализации и повышения эффективности сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов с целями улучшения физической подготовленности и поддержания здоровья студенческой молодежи. В состав комплексного подхода к изучению здоровья студентов входит и психологический. Традиционно он предполагает использование психологических показателей в диагностике здоровья, а также подбор и применение средств психологической коррекции текущего функционального состояния. При проведении эмпирических исследований основывались на представлениях о том, что здоровье может быть охарактеризовано градациями (уровнями), которые рассматриваются в качестве различных степеней адаптации. Среди них выделяется и стадия предболезни. В оценке этих градаций используются субъективные и объективные психологические показатели. Их совокупность в определенный момент описывает текущее функциональное состояние, а их анализ на протяжении некоего временного отрезка может дать информацию о здоровье в целом. В указанную совокупность показателей входят и эмоциональные проявления. При дезадаптации, в частности, на стадии предболезни могут наблюдаться изменения настроения, тревога, страх и т.п., что рассматривается как отражение нарушений эмоциональной адаптации. В то же время именно на данной стадии возможна коррекция состояния, в частности, с помощью двигательной активности. Завершенная адаптация на уровне психической сферы включает сохранные эмоциональные процессы. Использование показателей эмоциональной сферы в комплексных исследованиях функциональных состояний студентов, а также при оценке уровня здоровья, выявлении признаков предпатологии или патологии требует учета индивидуальных различий этих показателей. Для анализа факторов, определяющих вариабельность эмоциональных характеристик, провели серию исследований. В ней ставилась задача изучить особенности эмоциональной сферы студентов с учетом их профессиональной специализации, которую рассматривали в качестве социального фактора, и признаков функциональной межполушарной асимметрии. Последние определяют биологическую основу, обеспечивающую эмоциональные явления. В исследовании участвовали условно здоровые студенты в возрасте 19-21 года медицинских и музыкальных специальностей (n=50). При формировании выборки учитывали то, что будущая профессиональная деятельность испытуемых предъявляет особые требования к их эмоциональной сфере, а также сопряжена с повышенной нагрузкой на нее. По результатам исследования были обнаружены различия эмоционально-личностных характеристик студентов, связанные со спецификой их профессиональной специализации и особенностями функциональной асимметрии. Для студентов-медиков характерно преобладание в слухоречевой и зрительной системах правосторонних латеральных признаков, а для испытуемых музыкальных специальностей – левосторонних. Выявлены различия эмоционально-личностных особенностей обследованных представителей разных специализаций: у студентов-медиков выше эмоциональная устойчивость и менее выражена базальная эмоция страха, а у студентов-музыкантов – выше личностная тревожность и общая эмоциональность. Обнаружено, что «накопление» правосторонних латеральных признаков в индивидуальных профилях асимметрии обследованных студентов связано с увеличением выраженности экстраверсии, улучшением способности к распознаванию положительных эмоций, повышением эмоциональной устойчивости, снижением выраженности базальной эмоции страха. Полученные данные свидетельствуют о влиянии на индивидуальные различия эмоциональной сферы как социальных, так и биологических факторов, а также о необходимости учета вариабельности эмоциональных характеристик при их использовании в диагностике функциональных состояний и определении градации здоровья. Возникновению напряжения механизмов адаптации, которое может привести к их срыву или развитию патологических процессов, способствуют стрессовые ситуации. Проведена серия исследований, в которых использовали модель влияния на функциональное состояние студентов экзаменационного стресса или соревновательного спортивного стресса. Для характеристики функционального состояния студентов перед экзаменом или спортивным соревнованием использовали физиологические и психологические характеристики. В исследовании участвовали условно здоровые студенты МГУ мужского пола основного учебного и спортивного отделений в возрасте от 18 до 22 лет (n= 65). В зависимости от характера изменений выраженности базальных эмоций страха и гнева в стрессогенных условиях по сравнению с состоянием относительного покоя испытуемых разделили на подгруппы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что различия реагирования на экзаменационный или соревновательный стресс связаны как с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы, так и со спецификой физкультурно-спортивной деятельности. Так, у студентов, занимающихся спортом, влияние стрессовой ситуации отражается только на физиологическом уровне, а у не занимающихся спортом, и на физиологическом, и на психологическом. В частности, у большинства обследованных студентов основного учебного отделения значимо увеличивался уровень реактивной тревожности вне зависимости от варианта изменения выраженности эмоций страха и гнева в стрессогенной ситуации. Это желательно учитывать при оптимизации соотношения учебной и физкультурно-спортивной деятельности для обеспечения здоровья студентов. Анализ материалов, полученных в другой серии исследования, в которой участвовали студентки основного учебного отделения (n=63), выявил связи между показателями эмоционального состояния (числом предъявляемых эмоциональных жалоб, наличием факторов «риска» к психосоматическим заболеваниям, уровнем тревожности) и уровнем физической подготовленности. Обнаружено, что чем выше физическая подготовленность обследованных студенток, тем меньше по субъективным данным у них признаков эмоциональной дезадаптации и ниже уровень личностной тревожности. Корреляционный анализ выявил тенденцию, свидетельствующую о том, что студентки, характеризующиеся относительно высокими показателями выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, чаще обнаруживают оптимальное эмоциональное состояние и предъявляют меньше эмоциональных и вегетативных жалоб. Выявлен достоверный уровень корреляция ряда эмоциональных характеристик между собой. Обобщение результатов научно-исследовательской работы на этапе 2024 года подтвердило эффективность использования в исследованиях основных компонентов здоровья комплексного методологического подхода, включающего педагогическую, психологическую и физиологическую составляющие. Полученные данные позволяют учитывать влияние на компоненты здоровья ряда факторов, существенное место среди которых занимает физкультурно-спортивная деятельность студентов. Также материалы НИР свидетельствуют о необходимости персонифицированного подхода к оценке компонентов здоровья и сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов.
5 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Общая характеристика комплексного методологического подхода к изучению здоровья современной студенческой молодежи
Результаты этапа:
6 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Обоснование принципа персонификации при использовании комплексного методологического подхода к анализу основных компонентов здоровья современной студенческой молодежи
Результаты этапа:
7 1 января 2027 г.-31 декабря 2027 г. Влияние различных факторов на основные компоненты здоровья современного студента
Результаты этапа:
8 1 января 2028 г.-31 декабря 2028 г. Анализ влияния фактора физкультурно-спортивной деятельности на основные компоненты здоровья условно здорового студента
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Grafik_i_tablitsa.docx Grafik_i_tablitsa.docx 42,3 КБ 29 декабря 2021 [ipermyakov]